Во время открытия выставки «Возвращение».

Фото предоставлено Национальным музеем истории Украины.

В Национальном музее истории Украины проходит выставка «Возвращение», в экспозиции которой один-единственный, но уникальный экспонат — икона XVIII века «Богородица Владимирская», принадлежавшая семье выдающегося деятеля времен УНР гетмана Павла Скоропадского. В 1918 году она была вывезена из Киева в Европу и хранилась сначала в Германии, где жил потомок украинского гетмана Ивана Скоропадского, представители рода которого играли в течение нескольких веков определяющую роль в политической и культурологической истории, а затем в Швейцарии — у младшей дочери Павла и Александры Скоропадских Елены Отт-Скоропадской. В начале этого года усилиями украинского коллекционера Ярослава Голдуна она вернулась в Украину и после экспертиз представлена в экспозиции музея. Кандидат исторических наук Александр Кучерук отмечает, что икона имеет большую духовную, культурную и историческую ценность, ведь она — свидетель многих важных исторических событий. Доподлинно неизвестно как она попала к Скоропадским. По одной из версий, святой образ был в семье еще со времен гетмана Ивана Скоропадского (1646—1722 годы), по другой — попал к Павлу Скоропадскому во время национально-освободительной борьбы 1917—1922 годов. Историки отмечают, что для основоположника Украинского государства начала XX века церковь и вера были важными составляющими государственной и личной жизни. С именем Павла Скоропадского связано возрождение не только казацкого сословия как опоры государственности, частной собственности как «фундамента культуры и цивилизации», но и образования, науки, просвещения. За семь с половиной месяцев существования Гетманата Скоропадского Совет Министров принял около 400 законов. Из обращения были выведены российские деньги и налажена работа Украинского центрального банка, созданы Украинская академия наук, Государственный архив, Национальная библиотека, университеты в Киеве и Каменце-Подольском.

Председатель Комитета по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Николай Княжицкий назвал возвращение реликвии в Украину важным событием.

— Это не просто выставка одной уникальной иконы, — говорит народный депутат. — Иногда кажется, что цинизм и безответственность занимают все пространство, но это не так. Историки и коллекционеры показывают, что у общества есть базис — духовность.

Куратор выставки, кандидат исторических наук Елена Походящая отметила, что в основном в музей приносят иконы чтобы провести экспертизу перед их вывозом за пределы страны.

— Хотелось бы, чтобы эта выставка стала толчком для многих к переосмыслению и переоценке, ведь очень важно, чтобы наше историческое наследие оставалось здесь, — говорит Елена Походящая.

По мнению исследователей, икона «Богородица Владимирская» относится к строгановской школе иконописи и имеет ряд характерных признаков, присущих работам иконописца Прокопия Чирина, работавшего в конце XVI — в начале XVII века по заказу купцов Строгановых. Ее поверхность покрыта стилизованным растительным орнаментом времен барокко — серебряное одеяние с позолотой к иконе выполнено в технике чеканки неизвестным волынским мастером XVII века.

Доктор искусствоведения, философии и богословских наук, ведущий сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии НАНУ Дмитрий Степовик убежден, что икона семьи Скоропадских является московским списком с оригинальной Вышгородской иконы Божьей Матери, написанной в одном из константинопольских монастырей примерно в 1090 году.

— В 1131-м Константинопольский патриарх подарил икону киевскому князю Мстиславу Великому, — говорит Дмитрий Степовик. — Два десятилетия она хранилась в храме Вышгорода, откуда ее похитил Андрей Боголюбский и перевез во Владимир-на-Клязьме, где она стала главной святыней в построенном им Успенском соборе. Тогда же «Вышгородскую» переименовали во «Владимирскую» — теперь это главная святыня РФ.

Ученый отмечает, что с Вышгородской иконы Божьей Матери в Украине и за ее пределами было создано несколько сотен копий.

— Это одна из них, выполненная примерно в XVII веке, — подчеркивает Дмитрий Степовик. — Сюжет иконы, когда маленький Иисус прижимается щечкой к щеке Богородицы, — один из семи канонических образов Богоматери и называется «Нежность».

Исследователь предложил продолжить исследование иконы, ведь не понятно — под серебряным одеянием нарисовано только лицо или полностью святые образы.

Генеральный директор музея Татьяна Сосновская отмечает, что проект «Возвращение», возможно, получит продолжение, ведь за рубежом много ценных артефактов, вывезенных в разные годы из Украины.