Одним из ярчайших примеров культурной децентрализации стал культурно-художественный проект «Малые города — большие впечатления», презентация которого состоялась в стенах Национальной парламентской библиотеки Украины.

В этом году на проект, пилотная версия которого в 2018-м заинтересовала более 150 громад на малых территориях — в селах, поселках и городках, Кабинет Министров выделяет 50 миллионов гривен. Как отметила во время семинара первый заместитель министра культуры Украины Светлана Фоменко, на реализацию идей по успешному использованию ресурсов культурного наследия региона, материального и нематериального, по его популяризации с целью повышения привлекательности территории для граждан, бизнеса и туристов победители конкурса получат от 100 тысяч до 5 миллионов гривен. По ее словам, эти деньги могут быть использованы на проведение фестивалей, мастер-классов, популяризацию кино, традиций, создание музейных экспозиций, возрождение памятников и т. п.

— Важно, чтобы проекты не стали однодневными, разовыми акциями, а были посвящены устойчивому развитию территорий, — говорит Светлана Фоменко.

Руководитель Украинского центра культурных исследований Минкульта Ирина Френкель креативную идею, которая может изменить судьбу города к лучшему, сделать его известным и интересным, назвала антикризисным средством.

— Основные критерии для отбора проектов, который начнется в ближайшие дни, — актуальность, оригинальность, содержательность, ценность, — отмечает Ирина Френкель. — Инициаторам важно найти у себя дома изюминку и четко понимать, как их идеи повлияют на имидж территории, ее интеграцию в культурное пространство, в том числе и европейское.

По мнению культурологов, основой проекта не обязательно должно быть важное историческое событие или известная личность, это может быть и легенда, миф, предание. Даже отдельное дерево, руины замка или даже чистая природа. Примером креативной идеи, позволяющей в год зарабатывать минимум 40 миллионов евро, стала община городка Падасйоки в Финляндии. А началось все с ролика «Почувствуй ничто» за 5 тысяч евро — в нем представители общины рассказали, что на их территории нет ничего — ни памятников, ни ресторанов, других элементов цивилизации, но есть чистая прекрасная природа. С первых показов ролика зеленая территория Падасйоки магнитом притягивает туристов не только из Финляндии, но и из других стран.

Примеры креативной индустрии уже есть и у проекта «Малые города — большие впечатления». В прошлом году в его рамках удалось вернуть Тульчину славу столицы «Щедрика», отмечает Ирина Френкель. В этом городке на Виннитчине автор известной на весь мир рождественской песни преподавал в женском епархиальном училище. В 2018 году в конкурсе Минкульта победил стартап «Леонтович Арт-Квартал», и теперь в городе есть не только парк известного композитора, но и восемь объектов монументальной стенописи на музыкальную тематику — муралов. На одном из них — портрет Николая Леонтовича в обрамлении ласточек и нот легендарного «Щедрика», на другом, на стене дома культуры, — фасад миланского оперного театра «La Scala». Над стенописями работали около тридцати художников из разных городов. Теперь в Тульчине, где установлен интерактивный памятник «Щедрику», созданный по проекту винницкого художника Егора Лобузнова, проводят Международные оперные фестивали под открытым небом Operafesttulchyn. Новых участников и гостей фест будет встречать 7—9 июня.

В прошлом году в конкурсе культурных креативных проектов победили громады из Гадяча, где состоялся фестиваль молодежных современных театров, Вилково с фестивалем «Дунайские гостины», а также Чугуев с международным пленэром художника Ильи Репина, родившегося здесь, Славутич с международным фестивалем кино и урбанистики.

В этом году победителей конкурса будет намного больше — Министерство культуры планирует оказать финансовую поддержку минимум сотни проектов. Ожидается, что каждый проект станет первым шагом на пути к устойчивому культурному развитию регионов.

Фото: decentralization.gov.ua