Фото предоставлено автором.

16 апреля около 22:30 в пункте габаритно-весового контроля на трассе Киев — Одесса возле села Дачное произошло преступление. Шайка вооруженных неизвестных отморозков совершила нападение на работников «Укртрансбезпеки» и представителей общественной организации «Украинский транспортный союз». В результате три человека доставлены в больницу с травмами различной степени тяжести, повреждено несколько автотранспортных средств.

Кто эти нападающие в масках, совершившие разбой на глазах у работников патрульной полиции, кто их нанял и ими руководил, чьи интересы стоят за этим кровопролитием? Сейчас на эти вопросы ответа нет. Открыто уголовное производство, ведется следствие. Очевидно, оно прольет свет на этот бандитский акт, похожий на привет из лихих девяностых.

На следующий день в пресс-центре «Паритет» состоялся брифинг руководителя «Укртрансбезпеки» Михаила Ноняка, который поделился своими размышлениями и наблюдениями.

— Три года назад мы запустили на автодорогах Одесского региона габаритно-весовой контроль, который до этого существовал только на бумаге. Всем памятно перекрытие автотрассы Киев — Одесса несколько лет назад, когда автоперевозчикам не понравилось, что инспекторы «Укртрансбезпеки» тщательно осуществляют надзор и контроль. Мы тогда провели переговоры с автоперевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями и пришли к согласию, что перегруженные авто «убивают» дороги, создают повышенный риск ДТП. Зафиксированы случаи, когда при разрешенных сорока тоннах вес составляет шестьдесят и семьдесят, а также по двести тонн. За эти три года у нас были конфликтные ситуации. По словам Михаила Ноняка, руководство «Укртрансбезпеки» сделает все необходимое, чтобы вместе с Нацполицией Украины положить конец таким случаям:

— Мы помогаем правоохранительным органам пролить свет на ряд процессов, которые происходят здесь. Наши инспекторы не пострадали. Инспекторы не местные, а командированные сюда из других областей. Почему так? Потому что мы недовольны работой местного управления, видим снижение показателей работы.

Поэтому решено командировать в южный регион инспекторов из других областей для осуществления габаритно-весового контроля. Особенно это важно сейчас, когда с началом весны оживляется движение в направлении портов. И такой подход себя оправдывает. Должны прекратить уничтожение дорог, которые строятся и ремонтируются за счет государства, то есть — за счет налогоплательщиков. Чтобы сохранить дороги, нужен качественный весовой контроль, тесное сотрудничество с местными властями, силовыми органами и помощь общественности. Мы исповедуем открытость и прозрачность, мы союзники всех, у кого государственная позиция и кто не против того, чтобы общественные активисты помогали в осуществлении контроля за перегрузом авто, нелегальными перевозками. Но пункт контроля — это место повышенной опасности. И никаких общественных активистов непосредственно в этих пунктах не должно отныне быть. С Нацполицией договорились, что в пунктах отныне будут нести дежурство вооруженные спецназовцы вместе с патрульной полицией и инспекторами «Укртрансбезпеки». Решено также, что будет круглосуточное видеонаблюдение.

На брифинге руководитель «Укртрансбезпеки» открыто сказал о необходимости «чистки рядов», отметил, что не доверяет местному управлению «Укртрансбезпеки», его инспекторам, которые саботируют работу. Однако фамилий названо не было, поскольку это в интересах следствия. Михаил Ноняк подчеркнул: если кто-то хочет руководствоваться «местечковыми соображениями», решать свои шкурные коммерческие вопросы, то так не будет, совместными усилиями мы сохраним наши дороги от уничтожения. Это государственный подход, страна идет в Европу, поэтому должна иметь и европейский уровень отношения к дорогам, и европейские дороги.

Без сомнения, на кону — большие деньги. Кому-то очень «мешает» тщательный контроль. Но есть вопросы и к «Укртрансбезпеке»: разве до этого трагического события руководству не было известно, что пункт контроля — место опасное, где могут пострадать общественные активисты? Почему их туда допустили?