Фото автора.

После пяти дней простоя на улицах Полтавы снова появились автобусы и маршрутки частных перевозчиков. «Голос Украины» уже рассказывал о транспортном кризисе в областном центре и его причинах. Преодолеть его удалось после напряженных переговоров и подписания меморандума о взаимопонимании между общественной организацией «Ассоциация перевозчиков Полтавщины» и пятью фракциями депутатского большинства в горсовете.

Именно этот меморандум позволил собрать заседание профильной комиссии горсовета для согласования регуляторного акта, согласно которому с 16 мая стоимость проезда в городских автобусах и маршрутках увеличивается с 4 до 5 гривен, а в троллейбусах — с 2 до 3 гривен. И практически сразу за введение его в действие единогласно проголосовали члены горисполкома.

Подписанное соглашение: чья это «измена», чья это «победа»? Победителями считают себя и перевозчики, и полпреды городских властей. Ведь первые добились своего — повышения стоимости проезда. А вторые этим меморандумом, по сути, устроили дымовую завесу для прикрытия популизма, политиканства и нежелания избавляться от коррупционных схем, что и стало причиной транспортного коллапса, в виде пустых слов о том, как они заботятся о повышении качества соответствующих услуг и комфорта земляков...

Ведь подписанный руководителями пяти депутатских фракций и упомянутой общественной организации перевозчиков документ не имеет никакой юридической силы. И наполнен преимущественно общими фразами об обязательстве перевозчиков «неуклонно соблюдать правила дорожного движения» и другими подобными «открытиями», например: «водитель и кондуктор должны иметь опрятный внешний вид», «транспортное средство должно быть исправно». Не хватает, кажется, только пожелания хозяевам автобусов и маршруток стирать носки и чистить зубы...

Зато в меморандуме вообще обошли, скажем, конкретные сроки внедрения электронного билета или обязательство водителей маршруток выдавать хотя бы бумажное подтверждение оплаты проезда. Именно это дало бы возможность наконец покончить с практически неконтролируемым обращением огромных сумм наличными. И в подсчетах прибылей и расходов перевозчиков, а значит, и в профессиональном определении тарифов, опираться на реалии, а не на чьи-то прихоти.

В конце концов, без конкретики в меморандуме все-таки не обошлось. Ведь там определено, что «главы депутатских фракций берут на себя ответственность принять во внимание требование ОО «Ассоциация перевозчиков Полтавщины» начать регуляторную процедуру о приведении тарифов на перевозку пассажиров в пассажирском транспорте г. Полтавы к экономически обоснованным в срок до 1 августа 2019 года». За этой «кучерявой» фразой — фактический ультиматум перевозчиков городской власти за следующие два с половиной месяца повысить стоимость проезда в частных автобусах и маршрутках еще на одну гривню.

Поскольку «экономически обоснованной» ценой одной поездки владельцы этих транспортных средств уже сегодня считают шесть гривен. А если власти будут медлить с таким повышением, то, по словам основных перевозчиков, свои автобусы и маршрутки они снова остановят... Значит, политические баталии в Полтаве продолжатся. Несложно догадаться, что больше всего страдать от них будут обычные жители областного центра.