за период с 17.06.2014—16.05.2019 гг.

17.06.2014 года назначена Уполномоченным Президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях. С мая 2015 года — представителем Украины в Рабочей подгруппе по гуманитарным вопросам ТКГ. Работу выполняла на волонтерских началах. Спасибо за сотрудничество МИД Украины, СБУ, ГПУ, Минздраву, представителям церквей, религиозных организаций и волонтерам.

1. Законодательная деятельность. Внесено 35 законопроектов, направленных на решение проблем в сфере безопасности и гуманитарных вопросов, из которых 15 стали законами. Самые важные среди них:

— «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» 1706-VII, ставший первым Законом, который установил гарантии соблюдения прав, свобод и законных интересов более 1,5 млн ВПЛ;

— «О внесении изменения в статью 9 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» относительно обеспечения равенства прав военнослужащих на денежное довольствие» 1486-VIII, которым за военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложника, а также интернированными в нейтральных государствах или безвестно отсутствующими, сохраняются выплаты в размере должностного оклада по последнему месту службы;

— «О внесении изменения в приложение № 3 в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» 2573-VIII, который позволил разблокировать выплаты семьям политзаключенных Кремля. В ближайшие дни первые номинанты государственной стипендии им. Левка Лукьяненко, направленной на поддержку семей политзаключенных, будут вручены Президентом Украины;

— «О правовом статусе лиц, пропавших без вести» 2505-VIII, которым определено правовое регулирование отношений, связанных с установлением и учетом, розыском и социальной защитой таких лиц и их родственников. Однако, считаю недопустимым, что правительство, вопреки установленным Законом срокам (до 02.11.2018 г.!), так и не выполнило положений в части социальной защиты членов семей лиц, пропавших без вести, создания реестра для учета и розыска таких лиц;

— «О противоминной деятельности в Украине» 2642-VIII (и изменения в Закон об усовершенствовании механизмов привлечения финансирования мер противоминной деятельности), которым созданы предпосылки в соответствии с международными стандартами для проведения гуманитарного разминирования. Площадь заминированных территорий востока Украины, требующие очистки, составляет почти 7 тыс. кв. км, на которой в настоящее время проживают 1,5 млн человек. 15 тыс. кв. км загрязнены на ВОТ Украины.

Внесены и приняты 20 Постановлений Верховной Рады Украины. Это обращения к правительствам и парламентам иностранных государств, международным парламентским ассамблеям и международным организациям по поводу агрессии РФ в Украине, об освобождении заложников, военнопленных моряков и политзаключенных Кремля.

Проведены 25 заседаний неформальной депутатской группы «Минская платформа» для сближения позиций политических сил по вопросам деоккупации и восстановления мира на Донбассе, при участии спецпредставителя США по Украине К. Уолкера, представителя от ОБСЕ в ТКГ М. Сайдика, представителя Украины в ТКГ Е. Марчука.

Для заимствования опыта постконфликтного урегулирования и переходного правосудия приняла участие в заседаниях при участии экс-министра внутренних дел Колумбии, полномочного переговорщика Гаванского переговорного процесса Х. Ф. Кристо, экс-министра юстиции Республики Хорватия, экс-заместителя главы Администрации Президента Республики Хорватия В. С. Озболт, экс-заместителя министра внутренних дел Республики Хорватия Й. Морича, экс-главы Правительственного Комитета Республики Хорватия по вопросам перемещенных лиц и беженцев Л. Пейковича, представителей Хорватского центра по противоминной деятельности (CROMAC).

Дважды участвовала в открытых дебатах СБ ООН на тему «Женщины, мир, безопасность», где детально проинформировала о гуманитарных последствиях агрессии РФ на временно оккупированных территориях Украины (ВOТ), от которой больше всего страдают женщины и дети, и о роли украинских женщин в миротворческих процессах.

Как представитель украинской парламентской делегации в ПАСЕ работала над резолюциями ради усиления санкционного давления против РФ и освобождения заложников.

Вместе с коллегами принимала участие в наработке Минских документов (Протокола от 05.09.2014 г., Меморандума о выполнении положений Протокола от 19.04.2014 г., Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12.02.2015 г.).

В результате совместных усилий украинских и европейских дипломатов уменьшено количество представителей страны-агрессора РФ в составе мониторинговой миссии ОБСЕ (по состоянию на май 2019 г. среди 771 международных наблюдателей СММ ОБСЕ — лишь 37 граждан РФ).

Поданы почти сто депутатских запросов по вопросам устранения нарушений прав ВПО на социальное и пенсионное обеспечение и упрощение процедуры верификации получения выплат; содействия в протезировании и реабилитации военнослужащих; урегулирования порядка перемещения товаров через КПВВ; восстановления инфраструктурных объектов Донбасса и др. Разработаны по этой тематике более трех тысяч обращений граждан.

Приняла участие в свыше 500 международных встречах: с представителями правительств и парламентов зарубежных стран, представителями международных организаций и дипломатических миссий для усиления санкционного давления против Кремля и освобождения незаконно удерживаемых в РФ граждан Украины.

2. Освобождение заложников. Участвовала в 87 заседаниях подгруппы в Минске. С начала АТО удалось найти/освободить 3 240 человек. С 27.08.2015 г. (начат официальный учет СБУ), в рамках подгруппы, благодаря усилиям Президента Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, МИД Украины в сотрудничестве с Объединенным центром СБУ по освобождению заложников удалось освободить почти 150 украинцев.

В декабре 2017 г. удалось освободить больше всего — 74 человека с оккупированного Донбасса.

В 2018 г. удалось освободить только одного военнослужащего с оккупированного Донецка и двух военнослужащих из РФ.

Освобожденные заложники в 2017 г. и некоторые члены их семей по инициативе Президента Украины прошли обследование и лечение в ГНУ «НПЦ ПКМ» ГУД и госпиталях, получили единовременное денежное пособие.

В рамках работы гуманитарной подгруппы ТКГ с января 2018 г. представителям РФ и ОРДЛО  передано украинской стороной 18 писем относительно освобождения политзаключенных Кремля в обмен на осужденных в Украине граждан РФ (в форматах 23 на 23, 25 на 25), десятки писем относительно освобождения заложников из ОРДЛО (последнее в формате 19 на 72). С 25.11.2018 г. мы каждое заседание подгруппы и ТКГ настаивали на освобождении в одностороннем порядке 24 военнопленных украинских моряков.

Тюрьмы, находящиеся на территории РФ, в оккупированном Крыму и на Донбассе, остаются закрытыми для международных гуманитарных миссий. Это зоны пыток, сексуального насилия. РФ продолжает блокировать доступ к украинцам миссии МККК, Мониторинговой миссии ООН по правам человека и ОБСЕ, чтобы скрыть следы своих преступлений.

На сегодняшний день ОРДЛО подтверждает лишь удержание 27 граждан Украины (из них 12 — ОРЛО, 15 — ОРДО).

У украинской стороны есть подтвержденная документальными свидетельствами (видео, фото, СМИ и т. д.) информация об удерживаемых в ОРДЛО 81 человеке (из них 69 — ОРДО, 12 — ОРЛО).

Украинская сторона также неоднократно обращалась за информацией о местах удержания 13 заложников, судьба которых сейчас неизвестна. Они находились в плену в 2014-2015 гг. у НВФ на оккупированном Донбассе, а факты их удержания подтверждались ОРДЛО в Минске. У нас есть все основания полагать, что они могли быть замучены и убиты, как и И. Турков, тело которого было идентифицировано по ДНК.

За эти годы происходили лишь единичные случаи передачи писем и посылок МККК и ОБСЕ заложникам. При моем содействии в 2018-2019 гг. удавалось передавать продуктовые наборы заложникам через ОБСЕ, МККК и волонтеров. К сожалению, договориться о регулярной передаче писем и посылок, а также о налаживании телефонной связи не удалось.

В декабре 2018 г. инициировала акцию «Напиши письмо нашим» в поддержку заложников, политзаключенных и военнопленных моряков. Спасибо всем, кто поддержал эту акцию.

3. Поиск лиц, пропавших без вести. По информации Объединенного центра по координации поиска, освобождению незаконно лишенных свободы лиц, заложников и установлению местонахождения без вести пропавших в районе проведения антитеррористической операции СБУ 258 человек считаются пропавшими без вести на Донбассе. С 2015 г. украинская сторона настаивала на введении трехстороннего механизма поиска без вести пропавших лиц при участии МККК (РФ—МККК), однако РФ отказывается от этого предложения.

4. Перевод лиц, осужденных до 2014 года, на подконтрольную правительству территорию. С 2015—2019 гг. на подконтрольную Украине территорию переведены 394 осужденных. В Секретариат омбудсмена поступило 882 заявления от заключенных, их родственников о переводе на подконтрольную правительству территорию. В 2018 году удалось разблокировать перевод таких лиц с оккупированной территории Луганской области.

5. Рабочие визиты на Донбасс. За отчетный период осуществила 83 поездки на Донбасс, часть из них — с депутатами Европарламента, послами заграничных государств, коллегами. Неоднократно сопровождала Президента Украины П. Порошенко во время визитов на Донбасс.

По результатам таких поездок и заседаний гуманитарной подгруппы ТКГ удалось частично урегулировать отдельные вопросы, в частности:

— восстановлены объекты газо-, водо- и электроснабжения в Авдеевке и др. городах;

— 27.10.2015 г. открыт первый пеший переход в пгт Станица Луганская, в декабре 2017 г., при содействии МККК, частично отремонтирован пешеходный мост в Станице Луганской. Все годы украинская сторона подтверждала готовность дальнейшей реконструкции моста вместе с МККК или самостоятельно, но это предложение остается заблокированным;

— осенью 2018 г. проведена реконструкция КПВВ «Станица Луганская», что позволило увеличить количество автоматизированных рабочих мест по проверке документов и штат подразделения, обеспечивающего пропускные операции;

— обустройство и улучшение бытовых условий на КПВВ, упрощение процедур пропуска лиц и транспортных средств через контрольные пункты, принято решение об увеличении численности персонала КПВВ и объема багажа, который может перевозиться: с 50 до 75 кг.

— украинская сторона открыла КПВВ «Золотое» 31 марта 2016 г. На его строительство потратили 2 млн грн, ежедневно на содержание КПВВ из Госбюджета тратится 10 тыс. грн. Однако из-за провокаций боевиков пункт пропуска заблокирован уже третий год.

6. Гуманитарная и материально-техническая помощь Донбассу.

Во время поездок регулярно встречалась в местах дислокации и на передовой с руководством и личным составом военных подразделений: 10-й, 128, 92, 93, 72 , 81, 79 и др. бригад. С 2014—2017 гг. вместе с коллегами М. Ионовой, И. Фриз, И. Луценко и А. Герасимовым, при содействии меценатов, благотворительных фондов и волонтеров воинским частям переданы форма, аптечки, тепловизоры, автомобили, аккумуляторы, стиральные машины, ноутбуки, принтеры, электрические и масляные обогреватели, бензокосилки, микроволновые печи, индукционные плиты, строительные материалы для блиндажей и укреплений, бензопилы и др. Военным госпиталям и медицинским учреждениям Донбасса и медучреждениям в сопредельных областях переданы операционные столы, инвалидные коляски, дыхательные аппараты, реанимобиль, другое медицинское оборудование.

Содействовала проведению выставок и мероприятий для привлечения внимания мирового сообщества к ситуации в Украине, ключевой роли событий в Украине в системе региональной и глобальной коллективной безопасности и дальнейшей судьбе всей Восточной Европы, необходимости поддержки Украины в ее борьбе против внешней военной агрессии, о реалиях войны и развитии мирной жизни на освобожденных от террористов территориях. Экспозиции были представлены, в частности, в Европарламенте (Брюссель), ПАСЕ (Страсбург), Копенгагене (Дания), Нью-Йорке, Лондоне, Тбилиси.

Опекаю семьи незаконно удерживаемых граждан Украины на ВОТ Украины и в РФ. На постоянном контакте с семьями заложников, политзаключенных, военнопленных моряков.

С 2014 г. в рамках благотворительной акции «Библиотечка для Донбасса» более 45 тысяч книг передали военным госпиталям, воинским частям, библиотекам, школам, дошкольным учебным учреждениям Донецкой и Луганской областей. Большая благодарность главе Госкомтелерадио О. Наливайко и всем книгоиздателям, поддержавшим эту акцию.

По моему мнению, важно учесть такие позиции для мирного урегулирования ситуации на востоке Украины:

— украинская сторона делала все для реинтеграции Донбасса, в то время как российская — поддерживала «горячую» фазу конфликта или замораживание конфликта. Нам удалось остановить горячую фазу конфликта. Приоритетная задача — не дать «заморозить» конфликт;

— дискуссия в рамках Минского процесса должна проходить исключительно в трехстороннем формате между Украиной, РФ при посредничестве ОБСЕ. Никаких прямых переговоров Киева и марионеточных режимов Донецка и Луганска, к которым толкает и шантажирует Москва, быть не может. Это красная линия. Что касается прямых переговоров с РФ — для Украины важно проводить переговоры с РФ при посредничестве международных партнеров Украины;

— украинская сторона выполнила политический блок Минских соглашений — принят закон об амнистии, об особенностях местного самоуправления на Донбассе. Однако они не вступили в силу из-за деструктивных действий Кремля, в частности, проведения псевдовыборов на Донбассе. Россия должна отменить указы Президента РФ о признании документов т. н. ОРДЛО, незаконной паспортизации на оккупированном Донбассе, публично осудить результаты т. н. выборов в ОРДЛО и немедленно расформировать «псевдо-органы власти». Только тогда возможно говорить о подготовке и проведении выборов на Донбассе согласно украинскому законодательству и нормам международного права;

— жизненно необходимой для демилитаризации Донбасса является реализация инициативы Президента Украины П. Порошенко о вводе миротворческой миссии ООН на Донбассе с широким мандатом временной администрации с полицейским компонентом ради проведения комплексной демилитаризации региона. Миротворческая миссия ООН должна быть размещена на всей оккупированной территории Донбасса и должна взять под контроль участок украинско-российской границы и держать его до освобождения Донбасса. В составе миссии, априори, не могут быть представители страны-агрессора РФ;

— Минский процесс сейчас находится в глубоком кризисе, его реанимация зависит исключительно от активизации и конструктивных переговоров в «нормандском формате». Однако последняя встреча на уровне руководителей стран «нормандской четверки» состоялась еще 19 октября 2016 года. На уровне министров иностранных дел — 11 июня 2018 г. В дальнейшем РФ блокировала все инициативы по встречи в «нормандском формате». Только активизация переговоров в «нормандском формате» может дать новый импульс для Минского процесса;

— РФ несет полную ответственность за блокирование освобождения заложников, политзаключенных Кремля и военнопленных моряков. Мы десятки раз предлагали освобождение в разных форматах («1х1», «2х2» «25х25» и др). Однако РФ занимает деструктивную позицию и настаивает на освобождении в формате «всех на всех». При этом российская сторона и ОРДЛО отказываются обсуждать вопрос освобождения украинцев в российских тюрьмах и скрывают количество украинцев, удерживаемых на оккупированных территориях Донбасса;

— мы ждали от наших международных партнеров активной и последовательной позиции и практических действий для освобождения РФ заложников, политзаключенных Кремля. Давление против РФ в вопросе одностороннего освобождения военнопленных моряков должно быть усилено. И это ответственность не только Украины, но и мира;

— важным вызовом остается пролонгация существующих санкций, которые должны длиться до полного выполнения Россией Минских соглашений. В июне 2019 г. состоятся важные дебаты относительно санкций Евросоюза против РФ;

— что касается перезагрузки Минского процесса: важно обеспечить трехстороннюю перезагрузку участников минских групп — от Украины, РФ и ОБСЕ. Ожидаем от координаторов ОБСЕ более активной позиции: заинтересованность не только процессом, но и результатом.