Мемориальная доска, посвященная А. Довженко, на фасаде киностудии.

Свыше 700 фильмов — прокатных и телевизионных, игровых и документальных, фестивальные призы и овации публики на разных континентах, внушительная обойма легендарных имен корифеев отечественного и мирового искусства — такова «визитная карточка» Одесской киностудии художественных фильмов, отмечающей столетний юбилей.

Рожденное дважды

О том, что мировой кинематограф ведет свое начало с 28 декабря 1895 года и отцами его были братья Огюст и Луи Люмьер, зафиксировавшие сей факт на парижском бульваре Капуцинов, знают все. Но ведь за два с лишним года до этого, в ноябре 1893-го, «движущиеся картинки» показывал публике в Одессе механик местного университета Иосиф Тимченко! А пальму первенства получили французы лишь благодаря тому, что их предшественник-одессит вовремя не позаботился о лицензировании своего изобретения. И выходит, что де-факто у девятой музы две даты рождения и две прописки.

Почему же тогда Одесская киностудия ведет свое начало не с 1893 года и даже не с 1907-го, когда здесь уже полным ходом работали частные киноателье, в том числе и на Французском бульваре, по нынешнему адресу нашей «фабрики грёз»?

А все очень просто. Как было принято в советские времена, официальные даты непременно должны были соответствовать каким-то важным решениям правительства. Оттого-то в качестве официальной даты рождения киностудии приняли… циркуляр Одесского губисполкома от 23 мая 1919 г. о национализации в городе всей кинофотоаппаратуры. Национализация сия проводилась в интересах большевистских войск, а изъятые у населения киноаппараты и фотокамеры поступали в «Киносекцию Политотдела 41-й дивизии Красной Армии» (собственно, таковым и было первое имя легендарной киностудии). Создавали же в политотдельской киносекции, конечно же, весьма далекие от шедевров… медико-профилактические ленты — о борьбе с паразитами в условиях окопов, о профилактике венерических заболеваний…

Но и игровые фильмы «Пауки и мухи» «Красная звезда», «Красные по белым» «Четыре месяца у Деникина» датированы тем же 1919 годом. А уже в 1920-е юное кино проявило характер. Среди его «гувернеров» были знаменитые Владимир Гардин и Петр Чардынин, Лесь Курбас и Иван Кавалеридзе. Сценарии для одесских фильмов писали Юрий Яновский и Исаак Бабель, а на экране появлялись актеры, чьи имена и поныне остаются гордостью национальной культуры, — Юрий Шумский, Амвросий Бучма, Наталия Ужвий, позже — Полина Нятко, Марьян Крушельницкий…

В 1926 году Одесская кинофабрика ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправления) дала старт Александру Довженко. Он дебютировал здесь сценарием фильма «Вася-реформатор» и режиссурой (вместе со сценарием) кинокартины «Ягодка любви». А далее, под одесской же эгидой, создал свои знаменитые ленты «Сумка дипкурьера», «Звенигора» и «Арсенал».

Позже Одесскую киностудию критики справедливо назовут кузницей дебютов. Закономерно ли? Вот лишь некоторые красноречивые факты. Классик мирового кино Кира Муратова и феноменально пронзительный в каждой своей работе Петр Тодоровский, Марлен Хуциев и ослепительно-эксцентричный Георгий Юнгвальд-Хилькевич, нынешний корифей европейского экрана Игорь Минаев и истинный комедиограф Александр Павловский… — таков далеко не полный список только режиссеров, проснувшихся знаменитыми после своего дебюта на черноморском берегу. А уж актеры… Владимир Высоцкий и Евгений Евстигнеев, Василий Шукшин и Нина Русланова, Олег Даль и Лариса Удовиченко... Одни сыграли здесь первую в жизни роль в кино, другие — именно тут обретали всенародную славу. Особую любовь к студии испытывали Богдан Ступка и Лариса Кадочникова, Иван Миколайчук и Борислав Брондуков, Константин Степанков и Николай Гринько...

Драгоценные цвета времени

Если 1920—1930-е годы оказались для ВУФКУ, «Украинфильма» (название студии с 1930 г.) и Одесской студии художественных фильмов (с 1938-го) золотым веком, то период с середины 1950-х и до конца 1980-х (особенно при директорах Александре Горском и Геннадии Збандуте) можно именовать бриллиантовым.

С началом немецкой оккупации, в 1941-м, многие кинематографисты ушли на фронт, и не все вернулись… Студию эвакуировали в Среднюю Азию, и там без одесситов не обошлось при создании таких бестселлеров экрана, как «Два бойца», «Насреддин в Бухаре», «Жила-была девочка». А первое послеоккупационное десятилетие прошло на Французском бульваре, увы, под чужими флагами: Одесская киностудия числилась производственно-технической базой «Мосфильма». И только в 1954 году одесские кинематографисты смогли продолжить работу под собственной маркой.

А в 1955-м свежим ветром перемен принесло блистательнейший дебют Марлена Хуциева и Феликса Миронера — «Весна на Заречной улице»!

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице».

Простая история любви сталевара и учительницы оказалась на экране столь близкой всем и каждому, что фильмов Одесской киностудии с нетерпением стали ждать на всем пространстве от Ужгорода до Сахалина. И Одесса не подкачала. На стыке 1950-х — 1960-х режиссер Марлен Хуциев и оператор Петр Тодоровский выпускают картину «Два Федора», которая в главной роли открывает миру Василия Шукшина. Поэт-фронтовик Григорий Поженян и режиссер Евгений Ташков создают «Жажду» с Вячеславом Тихоновым и шлягерной песней «Два берега». А вскоре тот же Ташков обретает новую славу фильмом «Приходите завтра».

Отар Коберидзе ставит космическую одиссею «Мечте навстречу». Исидор Анненский пронзает зрительские сердца своим «Первым троллейбусом», с совсем еще юным Олегом Далем. За ленту «Верность» по сценарию Булата Окуджавы режиссер Петр Тодоровский становится лауреатом Венецианского международного кинофестиваля. Спустя годы его «Военно-полевой роман» займет вторую ступеньку в номинации на премию «Оскар». А пока в Одессе успевает засветиться в титрах имя Киры Муратовой, будущего классика отечественного и мирового кино: выходит ее, совместная с Александром Муратовым, картина «Наш честный хлеб». Дальше — премьера фильма «Вертикаль» с Владимиром Высоцким. И с этого момента лучшие работы Высоцкого в кино связаны с Одессой: «Опасные гастроли» Юнгвальд-Хилькевича, «Короткие встречи» Муратовой, и говорухинский шедевр «Место встречи изменить нельзя». А «Товарищ песня» — с Савелием Крамаровым? А «Зеленый фургон» — с Юрием Тимошенко (Тарапунькой)!

Надо ли удивляться, что именно Одесскую киностудию выбирают в качестве базовой для создания советских телефильмов. И уже телеэкраны приковывают к себе миллионы глаз — «Д’Артаньян и три мушкетера», «Цыган», «Приключения Электроника», «Приморский бульвар», «Фотографии на стене», «Секретный фарватер»…

Фильмы с «Бригантинкой» в титрах и склянками (автор этого логотипа — старейший кинооператор комбинированных съемок Одесской киностудии Всеволод Шлемов) практически гарантируют зрителям искренние восторги, прокатчикам — рекордный кассовый сбор, а телевизионщикам — наивысший рейтинг канала.

Легендарная бригантина — эмблема Одесской киностудии.

Крылья славы

На фасаде Одесской киностудии — мемориальные доски в честь ставших именно здесь легендарными режиссеров Александра Довженко и Ивана Кавалеридзе, актеров Василия Шукшина и Владимира Высоцкого, директора студии Геннадия Збандута и лауреата Каннского кинофестиваля сценариста Григория Колтунова. Во дворе студии — памятник великому артисту Амвросию Бучме, а снаружи, у входа, — Владимиру Высоцкому.

Зрители обычно знают в лицо артистов. Киноманы назовут вам фамилии режиссеров. А в среде профессионалов кино знают, помнят и чтут операторов и художников, директоров картин и вторых режиссеров, звукооператоров и ассистентов… Легендарным стало для кинематографистов имя художника-гримера Владимира Талалы, едва ли не лучшего в нашем кино мастера сложнейшего грима. Прервав работу на студии в сороковые и уйдя на фронт, он и там работал по специальности — гримировал разведчиков. За что и получал военные ордена. После чего вернулся на киностудию. Героем Советского Союза стал на фронте будущий директор объединения научно-популярных фильмов Михаил Бараболько. Внук одного из основателей киностудии в 1920-е годы и сын восстанавливавшего студию после войны директора группы «Два Федора» Анатолий Фрадис, крупный голливудский продюсер, организатор и президент Первого фестиваля украинского кино в Голливуде. Одессит Борис Савченко — мэтр киностудии им. Довженко и многолетний лидер Союза кинематографистов Украины. А нынешний председатель НСКУ и генеральный директор Национальной киностудии им. Довженко Олесь Янчук, еще будучи выпускником киноинститута, именно в Одессе получал свое «профессиональное крещение». Директором творческого объединения у прославленного Романа Балаяна успешно работает ветеран Одесской киностудии Анатолий Винярский. Лучшие свои фильмы под одесской эмблемой ставили поляк, а затем американец Юлиуш Махульски и колумбиец Эктор Сьерра Рамирес, Юрий Белянский (Канада) и его американский коллега Юрий Лонков, руководитель Малого театра Юрий Соломин и профессор Школы-студии МХАТа Всеволод Шиловский…

Слава и популярность одесского кино обеспечили успех и подлинный фурор международным фестивалям «Золотой Дюк» 1988-го и 1990 годов, с участием Марчелло Мастроянни, Ранджиты и Чакраборти, Макса Тессье и Альберто Сорди…

Процессы «приватизации» и «акционирования» киностудии в начале нынешнего века оказались, увы, не такими уж прозрачными и честными… Остается лишь надеяться, что последнее слово тут еще не сказано и точка не поставлена.

Но и по сей день не сходят с телеэкранов фильмы, созданные ныне здравствующими Ярославом Лупием, Вилленом Новаком и Александром Полынниковым, ушедшими из жизни Кирой Муратовой, Вадимом Костроменко и их соратниками, не говоря уже о Довженко, Хуциеве, Тодоровском, Юнгвальд-Хилькевиче… И снова появляется на экране любимая «бригантина», и звучат знакомые склянки!

Евгений ЖЕНИН,

член правления Национального союза кинематографистов Украины,

почетный работник культуры Украины.