Эту инициативу Президента Украины Владимира Зеленского, о которой он заявил еще в качестве кандидата на должность главы государства, обсудили народные депутаты Украины, входящие в межфракционное объединение «За Киев», при участии общественности, экспертов и журналистов.

В команде «Зе» еще перед президентскими выборами говорили, что ищут помещение, куда может переехать администрация Президента, а также инвестора, который сможет это профинансировать, чтобы не тратить средства из госбюджета. После инаугурации Владимир Зеленский заявил, что интерьер помещения администрации — с соцрелистическим «ампиром», красными ковровыми дорожками, позолотой и лакированным паркетом — его удручает. Однако сейчас новый Президент, как и предыдущие, работает в традиционном здании на Банковой, передвигается в кортеже с большим количеством охраны, а пробки и перекрытие улиц в правительственном квартале остаются реалиями нашей действительности. Правда, после смены власти улицу Банковую открыли, ограждения со стороны улиц Институтской и Лютеранской убрали, посты пропуска закрыли и сейчас все граждане могут свободно пройти к зданию президентской администрации и историческому Дому с химерами, где находится протокольная служба главы государства.

«Стены здания администрации Президента настолько ужасны, что там можно заниматься разве что коррупцией, — считает народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам взаимодействия с гражданским обществом Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Игорь Луценко. — С другой стороны, есть определенные преимущества в архитектурной планировке правительственного квартала, где все рядом — Верховная Рада, Кабмин, администрация Президента, Нацбанк, Уполномоченный по правам человека и другие органы власти».

Перенос правительственного квартала и столичных функций управления за пределы центра столицы — такая практика есть во многих европейских странах, отметил архитектор Константин Колесников, член Национального союза архитекторов Украины. Он предложил разместить органы власти в каких-то покинутых заводах за Киевом, а также перевести в другие города другие структуры, скажем, морскую администрацию или киевский областной совет и администрацию. «Потому что из-за концентрации всех функций в столице происходит вымирание малых городов. Но главная проблема — это стоит немалых денег», — считает К. Колесников.

Эксперты предлагают пойти другим путем — продавать здания, где сейчас расположены органы власти, под гостиницы премиум-класса или музеи. В свое время предлагали перенести КГГА в Бортничи. Были также попытки перенести административный центр столицы на Рыбальский полуостров или Теличку, но коммерческие интересы были выше и победили застройщики.

«У правительственного квартала есть определенный образ c тоталитарным оттенком, который, очевидно, влияет и на работу в этих стенах», — добавил архитектор Алексей Шиматюк. Однако здания парламента, Кабмина, администрации Президента, НБУ — это памятники архитектуры и истории. История правительственного квартала ведет свое начало еще с середины ХІХ века — с тех пор, как липские холмы стали местом расположения государственных органов. «Можно предложить рациональные решения с точки зрения экономики — открыть здания властей для людей, хотя бы первый этаж, и проводить там экскурсии, это общеевропейская практика, — считает эксперт. — А чтобы не забронзоветь в этих интеррах, возможно, лучше их просто изменить, а не тратить миллиарды на строительство новых зданий. Наработать проект можно через открытый конкурс».

Вместе с тем, как подчеркивали участники круглого стола, правительственный квартал — это колоссальная и очень дорогая «машина», где действуют спецсвязь, охрана, подземные переходы между зданиями. Кроме того, расположение правительственного квартала в центре столицы упрощает доступ общественности к этим учреждениям, в том числе и для давления на власть. Ведь если вынести правительственный квартал куда-то далеко, например, в Бортничи — туда не придет большое количество людей на митинги. А государственные средства лучше использовать на более важные нужды — реконструкцию больниц, детдомов, домов престарелых и т. п.

«Государственная власть существует не где-то в небе, а для граждан, чтобы обеспечить государственные функции и слышать граждан, — подчеркнула народный депутат Украины Наталия Новак. — Возможно, в будущем благодаря развитию электронного управления вообще отпадет необходимость приходить людям и писать заявления и обращения. Но эффективность работы не зависит от здания — если хочешь реформировать, это можно делать в любых условиях и обстановке». Парламентарий привела пример — ремонт в КГГА, где до прихода на должность столичного городского головы Виталия Кличко царил интерьерный стиль «сталинский ампир». А В. Кличко решил сделать все по-новому. Скажем, в Киевземе якобы с целью борьбы с коррупцией установили стеклянные двери в кабинетах чиновников. Хотя во время ремонта в КГГА огромные дубовые двери и паркет куда-то исчезли. «Возможно, украли, — не исключает Наталия Новак. — И всем известно: если чиновник захочет взять взятку, то это сделает не в служебных кабинетах, а через теневые схемы. Я бы не спешила менять здания. Главное, чтобы у людей был доступ к органам власти, чтобы они были расположены компактно. Должен быть единый государственный подход к расположению органов власти. А учитывая экономическое состояние страны, это не должно причинять убытки государству».

Перенос правительственного квартала связан и с транспортной проблемой, добавил эксперт по вопросам транспорта Александр Кава. Он привел пример столицы Казахстана Астаны — города, который специально строился как административная столица. Там все органы власти расположены в одном квартале в центре, но не учли проблему, как чиновникам добираться на работу и домой, и люди тратят по полтора-два часа из-за большой концентрацией транспорта.

«Прозвучали мнения и «за», и «против», — резюмировал инициатор дискуссии Игорь Луценко. — С одной стороны, перенос правительственного квартала из исторического центра — это прогрессивный модерновый путь в будущее, параллельно с переносом государственных функций в электронный режим. И через 20—30 лет выгоднее, чтобы это было в другом месте. В центре столицы, возможно, останутся только приемные и символические представительства. Но есть и те, кто считает, что целесообразнее компактно разместить органы власти из соображений безопасности и политических соображений — чтобы общественность могла приходить в структуры власти и выражать свое мнение. Однозначно одно — это непростой процесс. Актуален ли он сейчас? Наверное, нет».

К тому же никто из приглашенных представителей команды «Зе», озвучивавших идею переноса администрации Президента, на дискуссию по этому вопросу не пришел.

Фото Юрия ПЕРЕБАЕВА.