Письмо-поручение Главного Атамана С. Петлюры. 24 сентября 1918 г.

Имя С. В. Петлюры хорошо известно широким кругам, его деятельность довольно часто героизируют или, наоборот, слишком демонизируют. Поэтому в поисках объективной интерпретации исторических событий следует привлекать архивные документы — молчаливые свидетели прошлого.

В Центральном государственном архиве общественных объединений Украины хранится «Коллекция документов «Украинский музей в Праге», содержащая значительный объем сведений о жизни и деятельности С. В. Петлюры. Часть документов касается лично Главного Атамана, другая — причастна к нему косвенно.

Начальное образование молодой Симон, в возрасте тринадцати лет, начал приобретать в церковно-приходской школе, а продолжил, с 1895 г., в Полтавской духовной семинарии. Уже в 1900 г. Симон Петлюра вступил в ряды Революционной украинской партии (РУП) — первой политической партии на территории Украины в составе Российской империи, которая объединила, хотя идеологически и неоднородную, но патриотически настроенную молодежь. А в 1901 г., из-за принадлежности к тайному украинскому кружку, он и часть других семинаристов были исключены из учебного заведения, и в какой-то момент над молодым Петлюрой нависла угроза ареста.

Это привело к вынужденному «переезду» Симона Васильевича на Кубань, в г. Екатеринодар. Здесь он сначала учительствовал, а позднее стал сотрудником археографической экспедиции Федора Андреевича Щербины — известного ученого, историка, статистика, члена-корреспондента Петербургской академии наук (с 1904 г.). С 1903 г. С. Петлюра начал карьеру публициста. По поручению РУП С. Петлюра в собственном жилье организовал небольшую подпольную типографию, печатавшую агитационные листовки. Но в конце 1903 г. Петлюра был разоблачен и арестован.

Весной 1904 г. его выпустили под залог, что позволило Симону Васильевичу немедленно уехать сначала в Киев, а потом, под именем Святослава Тагона, дальше — во Львов. Именно в этой западной колыбели украинской культуры будущий глава Директории развил активную деятельность, познакомился с Михаилом Грушевским, а также присоединился к деятельности Научного общества имени Шевченко, где начал активно публиковаться на страницах его изданий, правда, используя псевдонимы. В 1911 г. Петлюра переехал в Москву, где работал бухгалтером в страховом обществе «Россия», а также редактировала газету «Украинская жизнь». Тогда же Симон Васильевич вступил в брак с Ольгой Афанасьевной Бильской, а в 1911 г. у супругов родился их единственный ребенок — дочь Леся.

Впереди была бурная революция, события которой так похожи на полотно, насыщенное аллегорическими и символическими мановениями кисти художника. Вот на дворе май 1917 г., когда С. В. Петлюра, который на тот момент был делегатом Первого Украинского военного съезда, избран председателем Украинского генерального военного комитета. Это был высший руководящий орган украинского войска, действовавший как на всех фронтах, так и в тылу, под лозунгом признания автономии Украины и содействия Украинской Центральной Раде. Новое мановение кисти истории ознаменовало избрание Петлюры Генеральным секретарем военных дел, на этой должности он прилагал усилия для создания украинских вооруженных сил, а также способствовал передислокации на территорию Украины украинизированных воинских частей с территории России. Но 31 декабря 1917 г. как сторонник решительной борьбы с большевистской угрозой вышел из состава правительства из-за конфликта с Владимиром Винниченко, главой Генерального секретариата Украинской Центральной Рады, обвинявшего Симона Васильевича в конфронтации с российским Советом народных комиссаров. Следствием этого стал отъезд С. В. Петлюры на Левобережную Украину. Здесь он развил активную деятельность в формировании добровольческих отрядов, объединившихся под названием Гайдамацкого коша Слободской Украины. Данное военизированное формирование проявило себя в боях за Киев и в борьбе с местным большевистским вооруженным восстанием, которое началось в ночь с 28 на 29 января и продолжалось до 4 февраля 1918 г. В результате очередных противоречий с руководством Украинской Народной Республики Петлюра оставил военную службу, а с апреля 1918 г. возглавил новообразованный Всеукраинский союз земств. В это же время на территории Украины, как очередной слой краски на полотне истории, появилась новая государственная формация, которая, отстаивая традиционные ценности единоличной власти, пыталась преодолеть угрозу большевизма, — Гетьманат Павла Скоропадского. С. В. Петлюра, хотя, несомненно, и разделял антибольшевистские взгляды, но четко противопоставил себя новому государственному устройству, стал идеологом и руководителем радикально настроенного против новой власти подполья. Так, в июле 1918 г. он был помещен в тюрьму по подозрению в принадлежности к бунтовщикам. Уже после своего освобождения Петлюра руководил антигетманским выступлением новосозданной Директории УНР. Под давлением повстанческих сил 14 декабря 1918 г. П. П. Скоропадский отрекся от «булавы».

Власть получила Директория, провозгласившая восстановление УНР. Хотя сначала она и была временным революционным органом, но после свержения Гетманата предстала в форме верховного государственного органа Республики. В составе Директории УНР С. В. Петлюра отвечал за формирование и реализацию таких направлений государственной политики, как военное и морское дело, здравоохранение и культура. В то же время украинская армия во главе с Петлюрой вела боевые действия не только против большевиков, но и вооруженных сил под командованием А. Деникина. Кроме того, на территории Волыни произошел конфликт с польской армией. На рубеже 1918—1919 гг. С. В. Петлюра способствовал процессу создания единой соборной Украины, завершившегося Актом Злуки (Объединения) ЗУНР и УНР 22 января 1919 г.

В те сложные времена украинской Республике требовались перемены, потому не удивительно, что после отъезда В. К. Винниченко за границу было принято постановление Директории УНР от 9 мая 1919 г., в котором говорилось: «За вихідом зі складу Директорії В. К. Винниченка, обрати Головою Директорії — Члена Директорії Головного Отамана Українських Республіканських Військ С. В. Петлюру». Об этом событии украинский народ узнал со страниц «Вістника державних законів для всіх земель Української Народної Республіки» (37-й выпуск за 8 октября 1919 г.).

Вместе с тем кровавая война продолжалась, и ее жертвами были не только военные по обе стороны фронтов, но и мирное население, которое грабили и подвергали надругательству. Одним из устоявшихся мифов, сформировавшихся вокруг имени С. В. Петлюры, были слухи о его способствовании еврейским погромам и притеснениям. Не прекратились они даже после смертной казни атамана Ивана Самосенко, виновного в погромах в г. Проскурове. Не прекратились и после убийства самого Симона Васильевича… Но было ли это так? Ведь, в частности, существуют архивные свидетельства, отрицающие данное утверждение. Например, в Центральном государственном архиве общественных объединений Украины хранится документ под названием «Євреї та Українська Республіка». Это — стенограмма встречи С. В. Петлюры с представителями еврейских общин Украины, состоявшейся в Каменце-Подольском 17 июля 1919 г.: «…До Головного Отамана С. Петлюри з’явилася делегація від єврейського населення в особі равина Гутмана, представників: Кам’янецької Єврейської Громади — Клейдермана, Сіоністів і Громади — Ольтмана, трудового єврейського населення — Крайза, робітничої партії Поалей-Ціон — Драхлера, представника Бунда і з’єднаних соціялістів — Бограда. Головний Отаман звернувся до делегації, заявивши, що він прохав Міністра Внутрішніх Справ і Міністра Єврейських Справ, щоб до нього прибула делегація від всього єврейського населення, а не від партій, щоб переговорити про бажання Головного Отамана і про бажання представників єврейського населення, як найкраще упорядкувати мирне співжиття цих двох народів. Бесіда була не політичною, але зовсім одкинути політичний мент є неможливим.

Большовизм існує: це є хвороба. Але большовизму не буде, тому що він не має коренів, особливо на Вкраїні, де 84% населення — це селяни. Протиєврейські виступи є результатом роздратування, викликаного провокацією. З провокацією я буду безмилосердно боротися. Як з погляду державного, так і з погляду військового. Козаки, котрі грабують, з людей військових перетворюються в простих бандитів. Козаки це вже розуміють і самі вживають проти цього заходів. У зв’язку з розвитком наступу нашої армії я буду вимагати від державних інспекторів і військового начальства рішучих заходів в боротьбі з погромами, заявив Отаман Петлюра … Головний Отаман заявив, що він готовий з задоволенням вислухати кожного. Першим говорив на єврейській мові равин Гутман: Релігійні звичаї вимагають, що коли бачуть Голову народа, то говорять молитву: Благословен той, хто відділив від своєї чести чоловікові. За часів царизму у нього такого випадку не було і він не зміг би висловити цю молитву, бо вони цілком опоганили божество. Тепер він висловлює молитву з легким серцем, бо напрям діяльности і склад Уряду демократичний, при котрім єврейському народові буде легко жити. Найкращим доказом цього являється те, що Україна являється першою країною, в котрій єсть єврейський Міністр… Крайз, з’ясувавши, що він являється представником єврейських ремісників і дрібних крамарів — цього єврейського селянства в місті … вказав, що вони стоять міцно на принципі української самостійности і незалежности України …»

Но большевистская угроза оказалась более масштабной, чем считали участники вышеупомянутой встречи, ведь даже временная консолидация сил с Польшей во главе с Юзефом Пилсудским не позволила освободить Украину от захватчиков, а подписание Польшей 18 октября 1920 г. мирных договоренностей с большевистской Россией приблизило трагическое поражение Украинской революции 1917—1921 гг. Так, самого С. В. Петлюру ожидали сначала лагеря для интернированных украинских воинов в Польше, в которых он продолжал отстаивать интересы Украины и ее народа, но, принимая во внимание требование Москвы выдать его, вынужден был постоянно скрываться под чужими именами. Учитывая то, что в определенный момент большевики решили действовать более радикально, бывший глава Директории сначала поселился вместе с семьей в Варшаве под именем Владимира Редлиха, откуда реализовывал политическое руководство украинскими военными и политическими организациями, которые в то время находились на территории Польши, а позднее решил уехать во Францию, куда эмигрировала значительная часть представителей правительства УНР. В конце декабря 1923 г. С. В. Петлюра, под именем Степана Могилы, покинул Польшу и через Вену, Будапешт и Женеву осенью 1924 г. добрался до Франции. В Париже, преследуя цель консолидировать украинскую эмиграцию, он инициировал в октябре 1925 г. создание еженедельника «Тризуб» и занял пост главного редактора. Вся его тогдашняя деятельность отражена в лозунге «Антибільшовицька позиція об’єднує всю українську еміграцію», впервые прозвучавшем в интервью С. В. Петлюры Агентству «РУС-ПРЕС», состоявшемуся еще в декабре 1923 г.

Стремясь к объективной трактовке событий, необходимо вспомнить, что у неоднородной украинской эмиграции было неоднозначное отношение к личности и поступкам С. В. Петлюры. Конечно, у бывшего главы Директории было много противников, которые, возможно, считали именно его виновником поражения освободительной борьбы 1917—1921 гг. 

Но 25 мая 1926 г. произошло трагическое событие, изменившее все. Семья потеряла мужа и отца, а Украина — достойного сына, ведь в этот день был убит Симон Васильевич Петлюра, который до последнего своего дня отстаивал идеалы свободной соборной Украины. Так, полковник Армии УНР Николай Ефимович Чеботарив об этой черной странице в украинской истории писал: «Дня 25 травня о 2-й годині 10 хвилин убито в Парижу на бульварі Сен-Мішель Голову Директорії Головного Отамана Війська УНР С. В. Петлюру. Убійцем оказався Самуїл Шварцбарт... Нечувано в звірський спосіб виконав убійця свій вчинок, підступивши на віддаль пів метра до Головного Отамана, вистріливши три рази, цілячи в серце і потім, до впавшого на землю Головного Отамана, ця звірюка вистрілила ще три кулі, що попали в живіт. Убійця подає яко причини свого вчинку бажання пімсти за жидівські погроми на Україні. Розуміється, це ганебна брехня. І вже в коротці вияснено, що Шварцбарт виконав атентат по наказу большевицького Комінтерну, бо большевики побоювалися, що Головний Отаман заключив з Англією договір про новий похід на Україну, в якім мали брати участь не тільки Польща і Румунія, а і кавказькі держави. Таким чином Головний Отаман став жертвою ідеї нашої визвольної боротьби проти московської окупації. Убійство Головного Отамана зробило надзвичайно велике враження на всі закордонні держави і суспільства. Вся закордонна преса переповнена великими статтями про Головного Отамана, про Україну та нашу визвольну боротьбу. З осібна превелике враження викликала ця незамінима втрата на всю українську еміграцію. І тут треба підкреслити, що при домовині Головного Отамана з’єдналися всі партії та напрямки політичні: від лівих соціал-демократів аж до хліборобів в одну цілість, в один спільний фронт. Зі всіх центрів еміграції Варшава, Прага, Бухарест, Берлін, Софія, Константинополь надійшли безліч жалобних телеграм до родини небіжчика і Уряду, у всіх центрах відбулися жалобні панахиди і академії для вшанування пам’яті небіжчика».

Правительство УНР в эмиграции во главе с Андреем Ливицким в своем обращении к украинскому народу, датированном 12 июня 1926 г., подчеркивало, что, хотя С. В. Петлюра и ушел из жизни, однако его идеи должны продолжать жить: «Жертвенність, твердість та непохитність означають велику путь визвольної боротьби, на чолі якої стояв Симон Петлюра. Свята відданість народній справі, мужнє лицарське завзяття в бою осяяли його славою серед українського народу. А в очах ворогів нашої батьківщини ім’я його стало страшним та ненависним, бо воно було гаслом змагань народних, що прямували до національної та соціальної справедливості в незалежній республікансько-демократичній державі…» Своеобразным наследием для воинов Армии УНР стала утвержденная Главной Командой Войска и Флота Украинской Республики 22 мая 1932 г. награда — Крест Симона Петлюры. На нее могли претендовать все воины украинской армии за исключением тех, которые «зрадили ідеї державності України, перейшовши до табору її ворогів» и «заплямували себе негідною українського вояка поведінкою чи переступами».

Максим Гречко, архивист І категории Центрального государственного архива общественных объединений Украины.