На днях в Обществе «Знання» Украины состоялось знаковое событие, связанное с празднованием 205-й годовщины со дня рождения исполина украинства — пророка и учителя, души, по выражению Е. Сверстюка, нашего народа Т. Г. Шевченко. Здесь презентовали крупноформатный роскошный фолиант издательства «Криниця». «Шевченкіана в екслібрисі: 1917—2017» — многолетний и кропотливый труд искусствоведа Петра Нестеренко.

Такую книгу нельзя брать в руки без определенного волнения. Потому что и форма ее, и содержание вызывают множество эмоций, связанных с открытием новых страниц Шевченкианы, о чем широкая масса почитателей Великого Кобзаря имела слабое представление. Что-то слышал, что-то видел, но в таком объеме и в таком изложении истории экслибриса, связанной с именем Т. Шевченко, не удавалось увидеть никому. Поскольку во времена СССР в этом жанре геральдических искусств доминировала лениниана.

Итак, экслибрис. Казалось бы, что в нем странного. Как трактуют словари — это художественно оформленный ярлык, который наклеивается на внутренней стороне обложки книги и указывает на ее владельца. Но тот указатель ведет большое имя к его почитателю. И наоборот. И воссоздает связь истории с определенной эпохой и новейшим временем знаковым общественным измерением. Это уже не просто наклейка, а емкое предисловие. В этом случае — трансформатор наследия Шевченко, его завещания для будущих поколений.

Именно на этом делали акцент на презентации уникального монографического издания его автор Петр Нестеренко, издатель — народный художник и Шевченковский лауреат Леонид Андриевский, председатель правления Общества «Знання» Украины Василий Кушерец. Увлекательно говорили об уникальности издания «Шевченкіана в екслібрисі: 1917—2017» присутствующие на этом действе творцы такого вида искусства и владельцы их художественных миниатюр. И предстала зримо вся более чем столетняя история воспроизведения в экслибрисе творческой личности Кобзаря, его жизненного пути и бессмертных шевченковских героев, о чем фундаментально рассказал в своей книге сам автор. Этот рассказ, бесспорно, будет полезен и широкому кругу читателей газеты. А сейчас коснемся лишь нескольких интересных исторических фактов.

Шевченковский экслибрис начинался с обычных штемпельных печатей для библиотеки первой украинской академии наук, созданной в 1873 году во Львове под названием Научное общество им. Т. Г. Шевченко (НОШ). Со временем там появился и соответствующий книжный знак. А первый художественный шевченковский экслибрис был выполнен в 1917-м на западноукраинских землях Еленой Кульчицкой, которая работала в те времена в Перемышле учительницей рисунка в средней школе. Он был предназначен для библиотеки школы имени Т. Г. Шевченко во Владимире-Волынском. В его основу легли слова: «В своїй хаті своя й правда, і сила, і воля».

Первое портретное изображение Шевченко в экслибрисе датировано 1935 годом, и принадлежит оно грузинскому художнику Владимиру Цилосони. Книжный знак посвящен одному из организаторов и неизменному главе Ленинградского общества экслибрисистов В. Савонько — коллекционеру родом из Украины. Поэтому и надпись по его заказу выполнена на родном языке: «Із книг Володимира Степановича Савонька». Вероятно, очень интересных книг, из-за которых, возможно, и оборвалась жизнь нашего земляка в 1937 году. А настоящий бум в развитии и расцвете этого художественного жанра начался в связи с празднованием 150-летия со дня рождения Кобзаря в 1964-м. Не надо забывать, что это было при «отдушине» общественной жизни в Украине времен ее руководителя П. Шелеста и идеолога П. Федченко.

В презентованном издании представлены 1120 экслибрисов более чем 220 художников, которые репрезентовали свои творческие миниатюры почти пятистам удостоенным этой чести владельцам — почитателям Кобзаря — частным коллекционерам, библиотекам, музеям и другим государственным и общественным учреждениям.

Автор поделил экслибрисную Шевченкиану на семь основных разделов: «Образ Шевченко в экслибрисе», «Кобзарь» в экслибрисе», «По мотивам произведений Шевченко», «Шевченко в ссылке», «Монументальная Шевченкиана», «Экслибрисы учреждений культуры» и «Шевченко — наш национальный гений». Каждый из них содержит фундаментальные авторские разыскания по истории рождения наиболее интересных работ, связанных с определенными периодами жизни и творчества Т. Г. Шевченко, перечень имен лучших мастеров этого вида искусства и тех, кому принадлежат их миниатюры. Что касается первых, то среди коллекционеров и пропагандистов экслибрисной Шевченкианы названы И. Крипякевич, В. Витрук, В. Манжуло, В. Бакуменко, А. Денищик, Е. Артеменко, Н. Неймеш, С. Арбузов, А. Кузьменко, П. Прокопив... В этом ряду нельзя обойти и П. Нестеренко.

Среди тех почти пятисот удостоенных собственности художественных миниатюр рядом с Кобзарем, конечно же, и свыше трех десятков лауреатов его имени, в частности Н. Матвиенко, Н. Шудря, О. Гончар, Б. Олийнык, Р. Иваничук, С. Пушик, В. Шевчук и прочие. По глубине содержания и скромности оформления отдельное место занимает экслибрис, посвященный Лине Костенко, харьковского художника Д. Мирошниченко.

Интересный факт: из всех руководителей независимой Украины шевченковского экслибриса был удостоен лишь В. Ющенко.

Изучая детали изображенного, его смысл, вложенный в экслибрис, любознательный читатель этого издания может сделать определенные выводы о взаимоотношениях того или иного художника с заказчиком охранника его книжного знака и некоторых особенностях характера мировоззрения каждого из них.

С одобрением оценивая издание, доктор искусствоведения А. Пучков подчеркнул: было бы странно, если бы художники выполняли такие работы по принуждению. Это не лениниана, на которой художник мог заработать «авторитет». Здесь каждый выбирал своего и только своего Шевченко, причем в камерном, почти частном варианте отражения не так его портретного абриса или художественных образов его текстов, как его духа, перенятого и по-настоящему приватизированного. Эти экслибрисы могут существовать вне книг, для обозначения которых они разработаны, но не могут существовать вне Шевченко. Даже больше: они свидетельствуют о частных взаимоотношениях между Шевченко и тем, кому принадлежит эта эстампировання миниатюра, — в виде проведения дружеского философского разговора. Шевченко здесь не навязчивый — здесь он пережит и нежно присвоен.

Это издание не могло не увидеть свет. Как и несколько предыдущих авторских разысканий на эту тему. Но на этот раз путь к читателю не был легким. Тяжело собрать такой обширный уникальный материал, но автор справился с этим своими силами.

Непросто было скомпоновать его в оригинальное по форме и содержанию издание, но с этим тоже успешно справилось издательство «Криниця» во главе с авторитетным в таких делах мастером — народным художником Л. Андриевским. И, казалось, улыбнулось счастье — «Шевченкіану в екслібрисі: 1917—2017» внесли в перечень изданий по государственной программе «Украинская книга» еще на 2017 год. Но чуда не произошло.

К счастью, мир не без добрых людей. На помощь известному издательству пришли волонтеры-благотворители из международной общественной организации «МОЗИРОН». Ее глава — кандидат психологических наук, авторитетный консультант по вопросам здоровья, бизнеса и жизнедеятельности человека Светлана Винограденко вместе со своей соратницей в этом деле Татьяной Долинской осуществили мощную работу по сбору десятков и десятков тысяч гривен, необходимых для издания уникальной книги. Подключили к этому друзей и родственников. Пример показывали супруги Винограденко — Светлана и Геннадий, которые воспитывают четверых детей, но находят возможность заниматься искренним благотворительством, о котором с признательностью говорят не только в детских приютах и библиотеках. На них равнялись семьи Бибиков, Кукурудз и Павловых из Киева, Ирина Бандурко из Харькова, Анатолий Бойко из Одессы и еще большая группа молодых и активных благотворителей. Всех, к сожалению, не могу назвать в силу нехватки места в газете. Большая благодарность им, почитателям Шевченкианы.

Итак, свершилось. Прекрасная книга пошла к людям. И нет сомнения в том, что она пригодится многим, поможет шире и раскованнее посмотреть на творчество Т. Г. Шевченко глазами художников-графиков, которые сконцентрировали в своих миниатюрах весь жизненный путь Великого Кобзаря и осветили многогранное наследие поэта и художника.

Николай МАХИНЧУК для «Голоса Украины».