У Галины Яковлевны рушников тех — более пятидесяти — на любой случай. Каждый имеет свой образ, смысл, замысел, значение и энергетику. И для своих детей вышивала их сама, как в той песне — «на щастя, на долю».

А вырастили с мужем Леонидом Карповичем двоих детей. Сын Виталий — кандидат психологических наук, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, автор более чем 30 научных работ. Ему на свадьбу мама вышила полный комплект рушников — на иконы, и каравай обвязывали, и под ноги стелили. Дочь Ирина — педагог Сарненского районного лицея «Лидер», учитель английского языка.

Каждый рушник Галины Яковлевны — как песня. Она говорит, что это рукоделие исцеляет, обогащает душу. Раньше не было ни одного дома без вышитого рушника. Существовали простые «утирачі», «покутники» (ими прикрывали хлеб, который занимал почетное место в красном углу), «божники» (для икон). Женщинам рушник служил головным убором (наметка), мужчинам — поясом (крайка). Мастера на рушнике поднимали матицу при строительстве дома. Даже гроб опускали в могилу на домотканых (не вышитых) рушниках. Рушник — символ единства семьи, согласия, любви, супружеской верности, счастливой судьбы, оберег от злых сил — именно потому рушником связывали руки молодоженов во время венчания.

Откуда у Галины Яковлевны тяга к вышиванию рушников? Исток ее творчества — Владимиретчина. Родилась Галя Пучак (теперь Галина Яковлевна Паньковец) в с. Нетреба Владимирецкого района. В школу ходила в селе Великие Цепцевичи. Дальше училась на маляра-штукатура в Владимирецком ПТУ № 9, работала на строительстве в Ривном. Но сызмала девочка имела тягу к искусству. Вероятно, это семейные гены. Дедушка Гали был мастером по дереву. Один из его сыновей, отец Гали, занимался лозоплетением. Обе тети Галины рисовали прекрасные узоры, которые потом сами же и вышивали гладью и крестиком. Ее мама Онися занималась ткачеством и тоже вышивала крестиком. Именно от мамы девочка и получила первые уроки вышивания. У мамы был сундук, полный старинных вышитых сорочек (Галина Яковлевна и ныне хранит это богатство в своей квартире). Те старые орнаменты и мережки из маминого сундука и служили ей источником вдохновения. До сих пор Галина Яковлевна использует древние орнаменты Полесья, которые передавались из поколения в поколение, — вышивает только крестиком, красными и черными нитками, создает на их основе новые узоры.

Сегодня Галина Паньковец — известный мастер-любитель народной вышивки, активистка районного объединения декоративно-прикладного искусства «Самоцветы Сарненщины» коммунального заведения «Сарненский районный дом культуры» (руководитель Любовь Царук) и клуба «Азалия», действующего при Сарненской городской библиотеке (руководитель Лидия Гапончук). Она победитель районного конкурса «Женщина года-2012» в номинации «Женщины — работники культуры, творческих профессий». Несколько видео о ней можно найти в YouTube. Галина Яковлевна — берегиня полесского колорита, безупречно владеет иглой (сложно отличить, где лицевая, а где тыльная сторона ее работ). Хотя использует всего два цвета — красный и черный, ее рушники выполнены так умело, что кажется — на них разнообразие красок!

Первая выставка работ мастерицы состоялась в Сарненском историко-этнографическом музее, потом выставлялась здесь еще не раз. Были выставка «Мир гармонии и красоты» в Сарненской городской библиотеке № 1, презентация творчества в областной художественной акции в Ривненской областной научной библиотеке (где первые посетители — гости из Торонто — были поражены ее работами), неоднократные презентации творчества на ежегодном областном фольклорно-этнографическом празднике «Музейні гостини» областного краеведческого музея, выставка мастеров Фестиваля искусств Украины «Бурштиновий дивограй», заключительный фестиваль «Творче жниво» в Ривном, творческий отчет коллективов Ривненщины во Дворце искусств «Украина». Галина Яковлевна получает благодарности, грамоты, дипломы за свое искусство. Одна из самых дорогих ее сердцу наград — Грамота центра досуга отдела культуры исполнительного комитета Варашского горсовета. Ведь в тот день она будто вернула обновленные семейные реликвии, передававшиеся в их семье из поколения в поколение и так ревностно оберегавшиеся, в тот мамин сундук, который был когда-то давно в ее далеком детстве.

Тамара Станкова, член НСЖУ.
Фото предоставлено автором.