Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности в порядке парламентского контроля провел слушания на тему «Деятельность Государственного бюро расследований, состояние выполнения возложенных на ГБР задач и соблюдение им законодательства, прав и свобод гражданина».

Как отметил председатель комитета Андрей Кожемякин, слушания состоялись в порядке парламентского контроля с целью обсуждения отчета ГБР о своей деятельности в 2018 году и проблемных вопросов, необходимости внесения изменений в действующее законодательство.

ГБР ведет свою историю с 27 ноября 2018 года, когда было зарегистрировано первое исполнительное производство, — рассказал директор Бюро Роман Труба. Начинали работу с 11 сотрудников и двух кабинетов. Этот новый правоохранительный орган создан для расследования преступлений (в том числе коррупционных, не подследственных НАБУ) высоких должностных лиц, судей, военных и, собственно, тех, кто сам должен бороться с коррупцией, — сотрудников Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры, а также экс-президентов и членов правительства. Деятельность ГБР определяет специальный закон, согласно которому начать свою работу Бюро должно было еще в ноябре 2017 года, когда органы прокуратуры утратили конституционные полномочия регистрировать уголовные производства. Однако это произошло фактически через год. Руководство ГБР и вся его команда назначаются по результатам открытого конкурса. Законом определена предельная численность работников ГБР в составе 1500 человек, сейчас назначено 645 работников, вакант-ными остается 855 должностей. Особенно не хватает следователей.

Сейчас в ГБР трудятся менее половины работников — 44 процента от необходимого. Р. Труба объяснил это тем, что, во-первых, конкурсный отбор — длительный, в ГБР работает всего одна конкурсная комиссия. В Бюро до сих пор нет большинства руководителей структурных подразделений. А также большая нагрузка на следователей, особенно в территориальных подразделениях — примерно 50 дел на каждого.

Недавно Верховная Рада приняла изменения в закон о Государственном бюро расследований, которые определяют квалификационные требования к руководителям структурных подразделений, в связи с чем конкурсная комиссия отсрочила проведение конкурса на эти должности. Затормозило работу ГБР и то, что до осени прошлого года Бюро не могло принять на работу оперативных работников, и сопровождение по уголовным производствам выполняли другие правоохранительные органы — прокуратура, полиция. Оперативников стали набирать лишь после одобрения парламентом соответствующих законодательных изменений. Директор ГБР считает необходимым увеличить в штатном расписании количество следователей.

Сейчас в ГБР действуют центральное (в Киеве) и семь территориальных подразделений — во Львове, Краматорске, Мелитополе, Николаеве, Полтаве и Хмельницком. Директор ГБР Роман Труба высказался за создание представительств ведомства в каждом областном центре, как и в других правоохранительных органах. Решается вопрос и относительно предоставления ГБР помещения на проспекте Победы, в бывшем здании «Прессы Украины». Однако оно нуждается в ремонте. Необходимо также избрать новый состав Совета общественного контроля ГБР.

ГБР расследует уголовные производства в отношении 23 народных депутатов, сообщила первый заместитель директора Государственного бюро расследований Ольга Варченко. По ее словам, расследуют также дела и против 44 детективов Национального антикоррупционного бюро Украины. В частности, завершается следствие в отношении сотрудников НАБУ, которые фигурируют в журналистском расследовании относительно злоупотреблений в государственном концерне «Укроборонпром». В Бюро утверждают, что это уголовное производство уже на финальной стадии.

На слушаниях также рассказали о других резонансных расследованиях ГБР: в частности, относительно требования сотрудниками СБУ значительных средств за не привлечение к уголовной ответственности, они уже осуждены к трем годам лишения свободы. Фигурантами уголовных производств ГБР также являются высокие должностные лица Минобороны и Генштаба ВСУ, «Укроборонпрома» — по подозрению в разворовывании оружия и военной техники на более чем 2 миллиарда гривен.

В ходе обсуждения народные депутаты поинтересовались, почему на днях были уволены четверо работников ГБР — трое руководителей подразделений центрального аппарата и руководитель Полтавского теруправления. Роман Труба объяснил это тем, что они не прошли испытательный срок и не отвечают «квалификационным требованиям». По его словам, все работники проходят через испытательный срок, и это — нормальная практика.

Депутаты высказали много замечаний и предостережений по деятельности ГБР. В частности, Валерий Карпунцов назвал недопустимыми «отписки», которые он получил как народный депутат от ГБР относительно того, почему не зарегистрировано в ЕРДР его заявление в отношении руководства ГПУ. Антон Геращенко отметил, что недавнее увольнение четырех работников ГБР произошло без согласования с конкурсной комиссией. А также поинтересовался, кто должен заводить уголовные дела на само руководство ГБР, если и оно нарушит закон? Юрий Мирошниченко подчеркнул, что ГБР должно быть стандартом в соблюдении законности, однако, по его словам, и к его деятельности уже возникает много вопросов.

По итогам комитетских слушаний решено принять Рекомендации, в которых Верховной Раде рекомендовано, в частности, ускорить наработку системных законодательных изменений относительно деятельности ГБР в части устранения существующих на сегодняшний день преград для его надлежащей работы, в том числе имплементировать в законодательство конституционные изменения относительно деятельности органов прокуратуры. Кабинету Министров — обеспечить перечень информационных систем органов государственной власти, к которым будет иметь доступ ГБР, обеспечить надлежащие условия финансирования деятельности ГБР и обеспечения Бюро необходимой техникой, оборудованием, разработать и утвердить

Программу неотложных мер существенного уменьшения уровня преступности в Украине, продолжить процесс реформирования уголовной юстиции согласно международным требованиям и стандартам. Генеральной прокуратуре — обеспечить передачу полномочий следственных органов прокуратуры и досудебного расследования в органы ГБР согласно положениям статьи 131-1 Конституции Украины. А собственно Государственному бюро расследований — предпринять шаги по скорейшему укомплектованию оперативных и следственных подразделений, сформировать подразделения внутреннего контроля, разработать ряд нормативно-правовых актов и положений, в частности, о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава ГБР, форменной одежде, повышении квалификации, ведомственных наградах и т. п., создать Дисциплинарную комиссию. А также наладить взаимодействие ГБР с другими правоохранительными органами — ГПУ, НАБУ, СБУ, Нацполицией. Ведь новых антикоррупционных органов в государстве создано уже много, на них тратятся немалые средства налогоплательщиков, однако общество уже заждалось не только судебных приговоров, но и реальных «посадок» нечистых на руку власть имущих.

Факт

За прошлые полгода, с ноября 2018-го, ГБР открыло 11715 производств, из них 1191 направлено в суд, уже вынесено 122 обвинительных приговора, 7967 дел расследуется. Больше всего производств относительно правоохранителей и военных преступлений. Общая сумма убытков, фигурирующая в расследованиях ГБР, составляет 2,5 миллиарда гривен.