Сделано ударение на цели — «обеспечении конституционных положений о государственном статусе украинского языка и унификации употребления правописных норм». Однако это по меньшей мере кажется странным, поскольку государственный статус языка от правописания не зависит, а выражение «унификация употребления правописных норм» вызывает смех, ведь нормы не употребляют, а соблюдают.

Кроме того, сам способ принятия решений свидетельствовал: что-то там нечисто. После изучения вопроса можно утверждать: речь идет о превышении полномочий.

Действительно, в ч. 2 ст. 19 Конституции утверждается: «Органы государственной власти... их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины», а в ч. 1 ст. 117 говорится о постановлениях и распоряжениях правительства «в рамках своей компетенции». Основные же полномочия верхушки исполнительной власти определены в ст. 20 закона «О Кабинете Министров Украины» от 27.02.2014 № 794-VII. Там в п. 2 ч. 1 сказано об обеспечении «всестороннего развития и функционирования государственного языка во всех сферах общественной жизни», но нигде не упомянуто о причастности к правилам письма.

Кто же наделен правом благословлять их в свет? Ответ дает закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» от 25.04.2019 № 2704-VIII — Национальная комиссия по стандартам государственного языка. Согласно пп. «а» п. 1 ч. 1 его ст. 44 именно это учреждение должно утверждать «правописание украинского языка и изменения в него». Впрочем, вступит в силу этот закон только 16.07.2019.

Так что нужно подождать, создать до того времени саму комиссию, определиться с ее составом. Но кто-то очень торопился. Как следствие, правомерность решения поставлена под сомнение.

Тем временем на сайтах Министерства образования и науки и Национальной академии наук обновленные правила уже обнародованы. Постановлением № 437 Кабмин обязал все подразделения исполнительной власти «способствовать использованию в новой редакции Украинского правописания в делопроизводстве, образовании, издательском деле, сфере телевидения и радиовещания, других сферах общественной жизни». О поддержке языка путем содействия его применению «согласно требованиям украинского правописания и других стандартов» написано и в пп. «в» п. 6 ст. 3 закона № 2704-VIII.

В МОН также заявили о разработке принципов введения свежих установок в действие. Хотят, в частности, предусмотреть сроки для введения изменений в учебных заведениях. Ранее сообщалось, что на это будет отведено три года.

Вместе с тем принуждения пока не просматривается. Так, уполномоченный по защите государственного языка будет иметь право «осуществлять контроль над применением государственного языка» и защищать его от «публичного унижения или неуважения», «намеренного искажения в официальных документах и текстах, в частности умышленного применения его с нарушением стандартов». (статьи 53, 55, 56 закона № 2704-VIII, который, напомню, еще не вступил в силу). Установлено взыскание «за нарушение относительно применения государственного языка в сфере обслуживания потребителей» (ст. 57). Однако наказания за несоблюдение требований правописания сейчас не предусмотрены. То есть все, как и по сей день, возлагается на сознание граждан.

Но игнорировать новые требования касательно соединения букв, если против законности правительственного постановления № 437 никто не будет возражать (никто его не обжалует), и оно войдет в правовое поле, таки не стоит, ведь для любого образованного человека писать с ошибками должно считаться позором. Это тем более касается всех причастных к сфере права, поскольку они должны быть примером законопослушности для других.

Виктор РАДИОНОВ, языковед.