Уже какое-то время в польском информационном пространстве появляются тревожные сигналы о необходимости сделать все возможное, чтобы «задержать» украинских трудовых мигрантов на местном рынке и защититься от их «оттока» в Чехию и Германию. Именно эти страны решили также побороться за наших заработчан с Польшей, которая в течение почти 30 лет остается для них главной «страной-работодателем».

На днях эта тема вновь стала ведущей в связи с принятием Бундестагом нового законодательства, предусматривающего возможность легального трудоустройства в Германии граждан третьих (не евросоюзовских) стран с начала 2020 года.

Польские работодатели отреагировали почти мгновенно. Это ярко иллюстрирует передовица «Премьер Моравецкий: Украинцы сейчас уедут» вчерашней газеты «Жечпосполита». В материале журналисты недвусмысленно передают тревогу польских предпринимателей, считающих: если польское правительство «срочно не изменит процедуру легального трудоустройства иностранных работников, мы (поляки. — Ред.) проиграем с чехами и немцами гонку за дешевые рабочие руки с востока».

На основании разговоров с экспертами и работодателями еще раз подтвердились факты (о которых, кстати, «Голосу Украины» неоднократно сообщали наши трудовые мигранты), что, несмотря на унификацию разрешительных документов на пребывание и работу, которая должна была бы ускорить легализацию трудоустройства иностранцев, в частности украинцев в Польше, «разрешения на трудоустройство иностранцу приходится ждать более десяти месяцев». В некоторых случаях процедура рассмотрения документов длится так долго, что заработчанин, проработав 18 месяцев на условиях временного трудоустройства, должен возвращаться на родину, так и не получив ожидаемого разрешения. Это при том, что, согласно нормативно-правовым документам, разрешение должно быть готово в течение 30 дней, а процедура рассмотрения может быть продлена лишь в особо сложных случаях.

Причиной такого положения дел называют «частично, рост количества заявлений, поступающих в воеводские администрации, которые в 2017 году выдали 235 тысяч разрешений на работу, а в 2018-м – около 329 тысяч». Не помогло также создание новых 296 чиновничьих должностей в соответствующих структурах, на которые правительство ассигновало более 19 миллионов злотых (около 5 миллионов долларов), что должно было ликвидировать главную причину бюрократической волокиты, которой считалась «нехватка рабочих рук в администрации». Теперь на первое место среди причин эксперты выдвигают «плохую организацию работы», в частности, в качестве примера приводят факт, что вопреки официальной возможности подачи документов в электронной форме, чиновники продолжают требовать дополнительного, параллельного, предоставления им документов в бумажной форме. Однако в 2018 году разрешение на работу в Польше получили 1,9 миллиона иностранцев, главным образом граждан Украины, констатирует «Жечпосполита».

В контексте либерализации немецкого рынка труда многое будет зависеть от привлекательности польского рынка, в частности от польских работодателей, которые, чтобы «задержать работников из Украины», будут вынуждены реагировать на новую ситуацию, в частности, путем повышения размера их заработной платы до уровня существующих в Польше отраслевых зарплат и предложения соответствующих социальных пакетов, — подчеркнул в комментарии «Голосу Украины» вице-президент Польско-украинской хозяйственной палаты в Варшаве Анджей Дрозд.

Палата постоянно подчеркивает, что без украинских работников, без которых ныне не обходится каждая пятая польская фирма, сложно себе представить такое быстрое развитие польской экономики, а также напоминает членам правительства и бизнесу, что отток украинских трудовых мигрантов с польского рынка может вызвать улучшение ситуации в экономике на их родине, которая позволит им содержать семьи без необходимости покидать родную землю и семьи.