Рис. Алексея КУСТОВСКОГО.

За пять лет сумма в квитанциях на оплату коммунальных платежей выросла в разы. На некоторые услуги, такие как отопление и горячая вода, — в три-четыре раза, не отставала в росте и цена на газ для населения.

В результате стало увеличиваться количество субсидиантов и все меньше украинцев могли платить коммуналку в полном размере самостоятельно.

Например, в апреле 2019-го субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получали 4033,8 тыс. домохозяйств. А средний размер назначенной субсидии на одно домохозяйство в апреле 2019 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2018-го на 32,3%. Украинцы уже почти привыкли к мысли о свободном рынке газа, правда, не очень понимая что это, и ожидают аналогичный рынок электроэнергии, введение в действие которого с 1 июля этого года планируют отложить, потому что в результате могут вырасти цены на свет. Параллельно произошло еще одно важное событие — с 1 мая начал действовать новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах», который вносит ряд существенных новшеств в жизнь граждан. Что изменилось и что нужно делать?

Придется платить больше, а качество услуг вряд ли повысится

Постепенно приучив население к обязательной передаче показаний счетчиков и плате за предоставленные коммунальные услуги до определенной даты, новым Законом «О жилищно-коммунальных услугах» возвращена пеня за несвоевременную уплату и внедрены нововведения, которые вот уже несколько недель как начали действовать.

Пеня

Ее размер устанавливается в договоре, но не выше 0,01 процента суммы долга за каждый день просрочки, а общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов общей суммы долга. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги. То есть если оплатить должны были до 20 числа, начисление пени начнется с 21.

Пеня не начисляется, если государство вам задолжало предоставленные льготы и жилищные субсидии и/или при наличии у потребителя задолженности по оплате труда, подтвержденной надлежащим образом (например, справка). Пеню можно начислять лишь на долги, возникшие после вступления в силу положения закона о ЖКУ, то есть с 1 мая 2019 года и по новым договорам (обязательно обратите внимание, есть ли там вообще пункт о начислении пени и ее размере), заключенным согласно упомянутому закону.

При этом пеня за несвоевременное осуществление платежей за коммунальные услуги может начисляться на ту сумму задолженности, которая образуется с момента заключения соответствующего договора о предоставлении коммунальных услуг.

Пеня за услугу по управлению многоквартирным домом может начисляться с момента заключения договора о предоставлении этой услуги, но не ранее 01.05.2019 г.

Возможность отключения. Исполнитель коммунальной услуги (кроме услуг по снабжению электрической энергией и природным газом) имеет право ограничить (прекратить) предоставления соответствующей услуги в случае непогашения в полном объеме задолженности за потребленные коммунальные услуги на протяжении 30 дней со дня получения потребителем предупреждения от исполнителя. Такое предупреждение присылается не ранее следующего рабочего дня по истечении предельного срока оплаты коммунальной услуги, определенного законодательством и/или договором о предоставлении соответствующей коммунальной услуги. Вместе с тем возобновить поставку услуги должны на протяжении следующего дня с даты полного погашения задолженности за фактически потребленные услуги или с даты заключения соглашения о реструктуризации задолженности. Однако действенное использование этой нормы под вопросом, поскольку в большинстве случаев из-за отсутствия технической возможности (вертикальная разводка или недопущение к счетчику, находящемуся в квартире) отключить отопление или воду должнику фактически нереально. По сути, реально смогут отключить разве что электрику.

Управляющий

Для обеспечения действенного функционирования многоквартирных домов (в частности их уборка, освещение, ремонт) их жители должны выбрать себе управляющего, а стоимость его услуг будет договорной. По сути, это будет замена обычному ЖЭКу. Это будет физическое лицо — предприниматель или юридическое лицо, которое по договору обеспечивает надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, надлежащие условия проживания и удовлетворение хозяйственно-бытовых нужд. При этом управляющий должен иметь в штате по меньшей мере одного наемного работника, который прошел профессиональную аттестацию на соответствие квалификационным требованиям профессии «менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)», а управляющий — физическое лицо — предприниматель — кроме этого может самостоятельно пройти профессиональную аттестацию.

Договор о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом (изменения в него) от лица всех совладельцев многоквартирного дома заключается с определенным управляющим совладельцем (совладельцами), уполномоченными на это решением собрания совладельцев. Такой договор подписывается на условиях, утвержденных собранием совладельцев, и обязателен для выполнения всеми совладельцами. Договор и цена услуг управляющего обязательно согласовываются совладельцами (кроме случая его назначения по конкурсу). Если со временем будет необходимо внести изменения в условия договора или изменить цены услуг, управляющий должен созвать собрание совладельцев и обосновать необходимость соответствующих изменений.

При этом управляющий будет вести отдельный учет доходов и расходов (учетную карту) по каждому многоквартирному дому, находящемуся в его управлении, и обеспечивать его жителям свободный доступ к этой информации по их дому. Доходы от использования общего имущества многоквартирного дома будут направляться на капитальный ремонт (замену) общего имущества, если другое не установлено договором или решением совладельцев. Кроме того закон предусматривает возможность смены управляющего, если качество его услуг не будет удовлетворять. Выбрать управляющего владельцы квартир должны до 01.05.2020 года.

Или доступ в жилье, или отсутствие коммунальных благ

Один из важных моментов, на который следует обратить внимание, — обязанность потребителя обеспечить представителям исполнителя коммунальной услуги доступ в свое жилье, на другой объект недвижимого имущества для:

1) ликвидации и предотвращения аварий, связанных с предоставлением соответствующей коммунальной услуги (круглые сутки);

2) установления или замены санитарно-технического и инженерного оборудования, проведения технических или профилактических осмотров, снятия контрольных показаний узлов учета. В свою очередь представители предоставителя коммунальной услуги обязаны предъявить свое удостоверение.

Отказ потребителя предоставить доступ исполнителю коммунальной услуги в принадлежащие потребителю помещения является основанием для прекращения предоставления потребителю соответствующей коммунальной услуги. И ее предоставление будет возобновлено после того, как впустите в помещение.

Кроме того в неотложных случаях, связанных с необходимостью спасания жизни и здоровья людей и/или имущества, например устранения аварии, может быть осуществлен доступ в жилье без получения согласия его владельца (пользователя) для проведения осмотра и ликвидации или предотвращения аварии.

Год на изменения

Заключенные ранее договора о предоставлении коммунальных услуг будут действовать до заключения новых по правилам закона, а заключить их необходимо до мая 2020-го.

На протяжении одного года со дня введения в действие закона совладельцы многоквартирных домов обязаны принять решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг (кроме услуг по снабжению электрической энергией и природным газом) по каждому виду коммунальной услуги. Если они этого не сделают, то с каждым совладельцем будет заключен индивидуальный договор о предоставлении коммунальной услуги.

В многоквартирных домах, где не созданы объединения совладельцев многоквартирного дома или не принято решение о форме управления домом и не объявлен конкурс по назначению управляющего, местные власти объявят и проведут такой конкурс в трехмесячный срок со дня получения протокола собрания совладельцев дома с просьбой назначить управляющего. Решение по этому вопросу считается принятым собранием совладельцев, если за него проголосовали владельцы квартир и нежилых помещений, площадь которых вместе превышает 50 процентов общей площади всех квартир и нежилых помещений многоквартирного дома.

Отсоединиться

В многоквартирных домах, в которых не менее половины квартир и нежилых помещений отделены (отключены) от сетей централизованного отопления и централизованного горячего водоснабжения, владельцы квартир имеют право исключительно по собственному решению отделить (отключить) от них свою квартиру или нежилое помещение и устроить систему индивидуального теплоснабжения (отопления и/или горячего водоснабжения) в такой квартире или нежилом помещении.

Право на претензии

Если услуги не предоставляются, предоставляются не в полном объеме или ненадлежащего качества, потребитель имеет право вызвать исполнителя для проверки их количества и/или качества.

Аналогично это правило действует и в отношении услуг, предоставляемых управляющим.

По результатам составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем коммунальной услуги или управляющим (в отношении услуги по управлению многоквартирным домом). Исполнитель коммунальной услуги или управляющий (в отношении услуги по управлению многоквартирным домом) обязан прибыть на вызов потребителя в сроки, определенные в договоре о предоставлении услуги, но не позже чем на протяжении одних суток с момента получения сообщения потребителя.

Если же они не появятся в указанный срок или откажутся подписать акт-претензию, он подписывается потребителем и не менее чем двумя соседями и отправляется заказным письмом. После этого у исполнителя или управляющего (в отношении услуги по управлению многоквартирным домом) есть пять рабочих дней для удовлетворения требований или обоснованного письменного отказа.

Кстати, начиная с мая абонплату необходимо вносить независимо от того, пользовались вы услугой или нет. Кроме этого в платежке будет указано распределение потребленных услуг в вашей квартире и по дому в местах общего пользования, соответственно и оплата по ним. Эксперт по вопросам коммунальных услуг Мария Осипчук в эфире «Громадського» рассказала, что тем, кто не живет в своей квартире, все же придется платить, ведь по новому закону все услуги, полученные домом, должны быть оплачены — недостача (то есть разница между частными и общедомовым счетчиком) будет распределяться между всеми жителями. Например, кубометры воды, которые не учитываются индивидуальными счетчиками, придется оплатить всем согласно метражу. И именно на эту услугу в случае неуплаты могут насчитать пеню.

Абонплата

Теперь выделим отдельные составляющие платы, которые можно будет увидеть в платежке.

Сравнение моделей организации договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг.

Цифра

На конец апреля 2019 г. задолженность населения по плате за поставки природного газа составляла 29,5 млрд грн, за централизованное отопление и снабжение горячей водой — 19,3 млрд грн, за содержание домов, сооружений и придомовых территорий — 4,6 млрд грн, за централизованное снабжение холодной водой и водоотвод — 3,6 млрд грн, за вывоз бытовых отходов — 0,7 млрд грн, за снабжение электрической энергией — 5,8 млрд грн. Средние начисления за жилищно-коммунальные услуги, с учетом электроэнергии (из расчета 150 кВт·ч), на одного владельца лицевого счета в апреле 2019 г. составили 1191,9 грн. С населением заключили 18,7 тыс. договоров о погашении реструктуризированной задолженности на общую сумму 129,7 млн грн. Сумма внесенных платежей, с учетом долгосрочных договоров, составляла 75,4 млн грн.

Кстати

Ныне в Украине из 160 тыс. многоэтажных домов почти 100 тыс. нуждаются в масштабной модернизации.

Важно

В Украине с 1 июля должен заработать рынок электроэнергии.

Мнение эксперта

Как разъясняет эксперт Мария Осипчук на странице Школы эффективного ОСМД, есть год для того, чтобы определиться с вариантом договора о предоставлении коммунальной услуги. Это не распространяется на электрическую энергию и газ, где потребление осуществляется исключительно на основании индивидуального договора, а расчеты — на основании индивидуального (квартирного) средства учета. Для всех остальных коммунальных услуг есть из чего выбирать.

Вариант 1. Индивидуальный договор (монополист отвечает за качество поставки услуги до квартиры). По такому договору потребитель будет оплачивать объем потребленной услуги, абонентский учет (распределение показателей общедомового счетчика между всеми совладельцами, начисление, работу с должниками и т. п.) и обслуживание внутридомовых сетей. Именно из-за того, что монополист будет осуществлять обслуживание сетей, он и будет нести ответственность за качество поставки услуги до квартиры потребителя. Понятно, что и абонентский учет, и обслуживание внутридомовых сетей являются дополнительными расходами. Ответственность по такому договору несет лично потребитель, которому можно начислить пеню в случае наличия задолженности или ограничить в пользовании коммунальной услугой.

Вариант 2. Коллективный договор (монополист отвечает за качество услуги на входе в дом). Это относительно новая форма для наших реалий, поскольку независимо от того, что договор заключается один на весь дом, монополист будет применять штрафные санкции лично к каждому должнику при условии, что лицо, выступившее стороной коллективного договора от имени совладельцев, своевременно (на протяжении 10 дней с момента получения требования от монополиста) предоставило информацию о должниках в доме. Такой договор может заключить любое уполномоченное совладельцами лицо — председатель правления ОСМД, ЖСК, управляющий, физическое или юридическое лицо. Уполномоченное совладельцами лицо должно открыть банковский счет со специальным режимом использования, на который невозможно обратить взыскание, а средства должны использоваться исключительно на оплату коммунальных услуг. Кроме того, именно это лицо должно осуществлять распределение объема потребленных услуг по общедомовому счетчику между всеми совладельцами, за что может получать вознаграждение, фактически абонентскую плату, о которой я говорила в варианте 1. По этому варианту обслуживание внутридомовых сетей осуществляет ОСМД или управляющий.

Вариант 3. Коллективный потребитель (монополист отвечает за качество услуги на входе в дом). Этот вариант доступен только для ОСМД. Заключая такой договор, надо учитывать, что ОСМД как сторона договора будет отвечать за все задолженности совладельцев, а следовательно, монополист будет применять штрафные санкции не к каждому должнику, а к ОСМД. Преимуществом такого варианта является то, что ОСМД имеет право устанавливать внутренние правила для регламентации отношений по выполнению этого договора совладельцами. Обслуживание внутридомовых сетей осуществляется силами ОСМД (работниками или привлеченными подрядчиками).

Каждый из этих вариантов в многоквартирном доме должны выбирать совладельцы. В доме может быть лишь один вариант договора на каждую коммунальную услугу. Для выбора типа договора необходимо созвать собрание совладельцев или общее собрание ОСМД (если его создали) и принять соответствующее решение. Для принятия решения необходимо набрать свыше 50% голосов.

Если до 1 мая 2020 года вы не определитесь с вариантом договора с предоставителем коммунальной услуги, он заключит с вами индивидуальный договор, по которому будет отвечать за качество услуги на входе в дом. Оплата по такому договору будет состоять из объема потребленной услуги и абонентской платы. Обслуживание внутридомовых сетей может осуществляться лицом, уполномоченным совладельцами, — ОСМД или управляющим.

До 1 мая 2020 г. необходимо:

* решить, по какой модели ваш дом и вы будете получать жилищно-коммунальные услуги;

* заключить новые договора, а при их составлении внимательно изучить условия, которые вам предлагают, основания вашей ответственности и предоставителя услуг (договора о предоставлении жилищно-коммунальных услуг заключаются согласно типовым или примерным договорам, утвержденным Кабинетом Министров Украины или другими уполномоченными законом государственными органами согласно закону).

Помните — вы как потребитель имеете право:

— без дополнительной оплаты получать от исполнителя жилищно-коммунальных услуг информацию о ценах/тарифах, общей стоимости месячного платежа, структуре цены/тарифа, нормах потребления и порядке предоставления соответствующей услуги, а также о ее потребительских свойствах;

— на устранение на протяжении срока, установленного договорами о предоставлении жилищно-коммунальных услуг или законодательством, выявленных недостатков в предоставления жилищно-коммунальных услуг;

— на уменьшение в установленном законодательством порядке размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления, предоставления не в полном объеме или снижения их качества;

— на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (другом объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц свыше 30 календарных дней при условии документального подтверждения согласно условиям договоров о предоставлении коммунальных услуг;

— получать от управляющего, исполнителей коммунальных услуг штраф в размере, определенном договорами о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг, за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ;

— на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в установленном законодательством порядке;

— составлять и подписывать акты-претензии в связи с нарушением порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ;

— расторгнуть договор о предоставлении коммунальной услуги, предупредив об этом исполнителя соответствующей коммунальной услуги не менее чем за два месяца до даты расторжения договора, при условии допуска исполнителя для осуществления технического прекращения предоставления соответствующей услуги (кроме договоров о поставках тепловой энергии, заключенных с потребителями в многоквартирном доме за исключением случая расторжения такого договора коллективным потребителем).

Договор о предоставлении коммунальных услуг заключается сроком на один год. Если за один месяц до истечения указанного срока ни одна из сторон письменно не известит другую сторону об отказе от договора, договор считается продленным на очередной годичный срок.

Если на протяжении 30 дней после получения проекта договора (изменений в него) исполнитель коммунальной услуги, получивший проект договора (изменений в договор) от потребителя, не сообщил о своем отказе от заключения договора (внесения изменений) и не предоставил свои возражения либо протокол расхождений к нему и при этом не прекратил предоставление коммунальной услуги этому потребителю (или иным образом удостоверил свою волю к предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителю), договор (изменения в него) считается заключенным в редакции, предложенной потребителем.