Коллаж Алексея КУСТОВСКОГО.

Фото УНИАН.

Согласно Конституции Украина — парламентско-президентская республика. Так как должны функционировать и взаимодействовать между собой Верховная Рада, Президент и правительство и кто какие имеет полномочия?

Верховная Рада как орган государственной власти является коллегиальным органом, состоящий из 450 народных депутатов Украины. Верховная Рада Украины по своей природе — представительный орган государственной власти и осуществляет законодательную власть. Определение Верховной Рады Украины единственным органом законодательной власти означает, что ни один другой орган государственной власти не уполномочен принимать законы.

Основное задание Верховной Рады — принятие законов. Именно Верховная Рада:

— определяет принципы внутренней и внешней политики;

— реализует стратегический курс государства на получение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора;

— рассматривает и принимает решения об одобрении Программы деятельности Кабинета Министров Украины;

— принимает Госбюджет;

— осуществляет контроль за деятельностью Кабмина;

— устраняет Президента с поста в порядке импичмента.

Президент в свою очередь является главой государства, Верховным Главнокомандующим и:

— обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства;

— представляет государство в международных отношениях;

— осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства;

— ведет переговоры и заключает международные договора Украины;

— назначает внеочередные выборы в Верховную Раду.

Кабинет министров (правительство) — вышестоящий орган в системе органов исполнительной власти и обеспечивает:

— государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;

— реализацию стратегического курса государства на получение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора;

— осуществление внутренней и внешней политики государства;

— проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;

— проведение государственной политики цен и осуществляет государственное регулирование ценообразования.

Итак, все вопросы зарплат, пенсий и тарифов решает прежде всего Кабмин, если Верховная Рада имеет определенное влияние на процесс путем принятия законов или изменений в них, то Президент фактически играет роль постороннего наблюдателя или гаранта.

Кто кого назначает

Самостоятельное решение о назначении на должности Президент согласно Конституции принимает в отношении глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях. Также Президент формирует персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины, назначает Секретаря СНБО и главу Службы внешней разведки.

В подавляющем большинстве случаев он взаимодействует с Верховной Радой, внося ей предложения (представления) по кандидатуре на должность, и Верховная Рада уже решает, назначать или нет этого человека. Так назначаются и освобождаются от должности министр обороны Украины, министр иностранных дел Украины, Председатель Службы безопасности Украины (заместители Председателя СБУ назначаются на должности по его представлению и освобождаются от должностей Президентом); Председатель Национального банка, члены Центральной избирательной комиссии. Аналогично Верховная Рада дает согласие на назначение Президентом Генерального прокурора и выражение ему недоверия. Кроме Верховной Рады в вопросах назначения на должность Президент взаимосвязан с Кабмином. Так, Президент назначает председателей местных государственных администраций по представлению Кабмина, Председателя Государственной пограничной службы Президент назначает на должность по представлению Премьер-министра, а командующего Национальной гвардией по представлению министра внутренних дел.

Что касается назначения Премьер-министра Украины, то Президент выполняет фактически статистическую функцию. Поскольку он подает в Верховную Раду кандидатуру, которую ему представляет (предлагает) коалиция депутатских фракций в Верховной Раде, а Верховная Рада утверждает кандитата на должность Премьер-министра или нет. Аналогично вопрос о его отставке решает также Верховная Рада. Кстати, других членов Кабмина назначает опять-таки Верховная Рада, но уже по представлению Премьер-министра Украины.

Президент назначает и увольняет глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; треть состава Конституционного Суда Украины.

Верховная Рада с Президентом назначают по половине состава совета Национального банка Украины и Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

Как принимаются законы

Право законодательной инициативы, то есть право подать законопроект, принадлежит Президенту, народным депутатам Украины и Кабинету Министров.

Законопроекты, определенные Президентом как неотложные, рассматриваются Верховной Радой вне очереди.

После принятия закон подписывает Председатель Верховной Рады и безотлагательно направляет его Президенту, который на протяжении пятнадцати дней после получения закона подписывает его и официально обнародует или возвращает со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения.

В случае если Президент Украины на протяжении установленного срока не вернул закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом и должен быть подписан и официально обнародован.

Если во время повторного рассмотрения закон будет снова принят Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент обязан его подписать и официально обнародовать на протяжении десяти дней. В случае если Президент не подписал такой закон, он безотлагательно официально обнародуется Председателем Верховной Рады и опубликовывается за его подписью.

Президент имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой законов (кроме законов о внесении изменений в Конституцию) с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины.

Исключительно законами Украины определяются:

— права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод; основные обязанности гражданина;

— порядок применения языков;

— основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; принципы регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитания, образования, культуры и здравоохранения; экологической безопасности;

— правовой режим собственности;

— правовые принципы и гарантии предпринимательства; правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования;

— принципы внешних сношений, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела;

— организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы, организации государственной статистики и информатики;

— территориальное устройство Украины;

— судоустройство, судопроизводство, статус судей; принципы судебной экспертизы; организация и деятельность прокуратуры, нотариата, органов досудебного расследования, органов и учреждений исполнения наказаний; порядок выполнения судебных решений; принципы организации и деятельности адвокатуры;

— принципы местного самоуправления;

— основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного порядка;

— правовой режим государственной границы;

— правовой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации;

— организация и порядок проведения выборов и референдумов;

— организация и порядок деятельности Верховной Рады Украины, статус народных депутатов Украины;

— порядок использования и защиты государственных символов.

Деятельность правительства

Верховная Рада осуществляет контроль за деятельностью Кабинета Министров. Она же по предложению Президента Украины или не менее чем одной трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины может рассмотреть вопрос об ответственности Кабмина и принять резолюцию недоверия Кабинету Министров Украины большинством от конституционного состава Верховной Рады. В свою очередь Президент имеет право лишь остановить (а не отменить) действие актов Кабинета Министров, мотивируя это несоответствием Конституции с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины о их конституционности.

И в завершение — о защите

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины и возглавляет Совет национальной безопасности и обороны. Он же назначает на должности и освобождает с должностей высшее командование Вооруженных Сил, других воинских формирований; присваивает высшие воинские звания (это генералы). Вместе с тем в вопросах защиты государства Президент должен взаимодействовать с народными депутатами.

В частности именно Верховная Рада:

* объявляет по представлению Президента Украины состояние войны и заключение мира;

* одобряет решение Президента об использовании Вооруженных Сил и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;

* утверждает на протяжении двух дней с момента обращения Президента указы о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, об общей или частичной мобилизации;

* утверждает общую структуру, численность, определение функций Службы безопасности Украины, Вооруженных Сил Украины, других созданных согласно законам Украины воинских формирований, а также Министерства внутренних дел Украины.