Общеизвестно, что основы нашего парламентаризма заложены в Конституции Украины 1996 года. Именно здесь были установлены основы будущей представительной власти, которая обеспечивалась прежде всего демократической избирательной системой.

Напомню, 230-летняя Конституция Соединенных Штатов Америки надежно защищает права граждан именно через мажоритарную систему выборов. Прямым голосованием народа избирается Конгресс, Сенат, Палата представителей и, собственно, Президент.

Что происходит у нас. В июле 2005 года принят Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины», которым осуществлена ликвидация представительной избирательной системы.

Как оказалось, без соблюдения основоположных конституционных норм, без предоставления этим событиям широкой огласки, без проведения референдума в Конституцию внесены принципиальные изменения. Внедрением так называемого голосования по закрытым партийным спискам был нанесен сокрушительный удар имеющейся мажоритарной системе, которая оправдала себя в многолетней практике, и не только в нашей стране. При любых негативных оценках она обеспечивала приоритет народа в построении органов власти и местного самоуправления.

При этом авторы упомянутого закона были вынуждены оставить без изменений статью 76 Основного Закона, которая, в частности, отмечала, что «Конституционный состав Верховной Рады Украины — 450 народных депутатов, которые избираются на основе общего, равного избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.

Статья 71 Основного Закона устанавливает, что выборы в органы государственной власти и местного самоуправления являются свободными и проходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.

В редакции указанного закона было задекларировано, что выборы осуществляются по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. При этом не давалось объяснений, как можно совместить взаимоисключающие понятия, где в одном случае депутатов действительно избирает народ, а во втором их на свое усмотрение назначают руководители однодневных партий.

Статьей 4 этого закона утверждалось, что выборы являются прямыми: «Граждане Украины избирают депутатов непосредственно путем голосования за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий и блоков»! Из текста неизвестно, за кого непосредственно и прямо будут голосовать избиратели из предложенных им сотен фигурантов разных партий, ведь списки были и остаются закрытыми.

Как показали исследования, пропорциональная система с закрытыми списками способствовала упрочению в так называемых списках сомнительных личностей, лиц с легендарными биографиями и «шлейфом» противоправных историй. Было очевидно, что такие лица не имели шансов выдержать мажоритарную чистку. Следующее показательное электронное декларирование доходов депутатов-пропорциональщиков встретило отчаянное сопротивление новому начинанию. В результате декларирование так и не было завершено.

Совершенно понятным оказался и качественный состав партийных списков. На первом плане были авторитетные родственники и друзья руководителей партии, лица, рекомендованные властью, способные внести в бюджет партии 3—5 млн долларов США.

Отметим, что бесцеремонное вторжение в конституционный процесс раскололо парламент на две автономные группы. Каждая из них имеет свои особенности. 225 мажоритарщиков, которые избраны по действующей Конституции, «профильтрованы» избирательной кампанией, несут определенную ответственность перед своими избирателями, могут даже быть отозваны за невыполнение своих функций. Свои депутатские полномочия они получили уже на избирательных округах во время объявления победителей. Каждый из них получил поддержку, по крайней мере 50 тысяч избирателей, поддерживая с ними постоянные контакты, проводя консультации.

Подчеркнем, что вышеупомянутые изменения в Основной Закон нарушили ст. 157 Конституции, которая не допускает изменений, предусматривающих отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина или, если они направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности государства. Внедрение фактически явочным путем искусственной, надуманной пропорциональной системы с закрытыми списками лишило граждан права прямым голосованием избирать конкретных депутатов, а не списки неизвестных партийных фигурантов.

Разделенный на условные половины парламент тяжело принимает решения, потому что 225 легитимных мажоритарщиков отдельно не могут принимать законы.

При мажоритарной системе все 450 депутатов получали полномочия через прямое избрание их избирателями.

Игнорирование норм законов и здравого смысла вызвало новые, ранее не предвиденные, проблемы на пути деятельности парламента, что создало реальную угрозу его существованию. Стало уже почти правилом, что самодеятельные ставленники партий, которые не привыкли к дисциплине и порядку, не признают авторитетов, ведь не ощущают ответственности за свое поведение, начали покидать партийные фракции и отбывать в «автономное плавание» под лозунгом внефракционности.

Выход, кажется, нашли: «В случае невхождения народного депутата Украины, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или выхода народного депутата из состава такой фракции его полномочия досрочно прекращаются на основании закона». Эта императивная норма не нуждается в дополнительном решении партийного органа по этому поводу.

Однако эти принципиальные положения также не выполняются. Сегодня десятки «внефракционных» юридически перестали быть депутатами даже условными, но посещают заседания Верховной Рады Украины, получают зарплату и даже голосуют «по заказу».

В последнее время, особенно после окончания президентской кампании и объявления роспуска парламента, в обществе углубились неуправляемые процессы. На первое место выдвинулась борьба за уничтожение одномандатных округов, чтобы новорожденные партии имели возможность приобщить туда тех «своих» людей, которые пополнят партийные бюджеты. Это будет означать уничтожение даже такого понятия, как выборы.

Встречи с населением, общение с коллективами показывают желание людей иметь право выбора. То есть если уж перечеркивать мажоритарную систему, то выборы должны проходить по открытым партийным спискам.

Николай БЕСАРАБ,

глава Днепровского областного объединения «Общественный контроль. Объединенный»,

заслуженный юрист Украины.

Фото Андрея НЕСТЕРЕНКО.