В связи с проведением досрочных выборов народных депутатов Украины газета «Голос Украины» начинает правовой ликбез по наиболее распространенным вопросам, связанным с реализацией гражданами своего избирательного права. Итак:

Когда состоятся выборы?

Согласно Указу Президента Украины № 303/2019 от 21 мая 2019 года «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины и назначении внеочередных выборов» выборы назначены на 21 июля 2019 года.

Сколько нужно выбрать народных депутатов?

Количественный состав Верховной Рады Украины составляет 450 депутатов.

По какой системе будем выбирать?

По смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе, где 225 депутатов избираются по пропорциональной системе в общегосударственном многомандатном избирательном округе пока по закрытым избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий, остальные 225 депутатов избираются по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах.

Представители каких политических партий попадут в парламент?

В парламент попадают политические партии, которые получают на выборах не менее 5% голосов избирателей.

Каковы этапы избирательного процесса?

* выдвижение кандидатов в депутаты;

* образование избирательных комиссий (кроме Центральной избирательной комиссии);

* регистрация кандидатов в депутаты;

* проведение предвыборной агитации;

* образование специальных избирательных участков, существующих на временной основе;

* составление списков избирателей, их проверка и уточнение;

* голосование;

* подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования;

* установление результатов выборов депутатов и их официальное обнародование;

* прекращение полномочий окружных и участковых избирательных комиссий.

Кто имеет право голосовать?

Право голоса на выборах депутатов имеют граждане Украины, которым на день голосования исполнилось 18 лет.

Какие документы надо взять с собой на участок?

Обязательно документ, подтверждающий вашу личность и гражданство (в зависимости от нахождения в Украине или за границей: внутренний паспорт (ID-паспорт) или паспорт гражданина Украины для выезда за границу, дипломатический, служебный паспорт, удостоверение личности моряка, временное удостоверение гражданина Украины, военный билет (для военнослужащих срочной службы), карточка (справка) учреждения уголовно-исполнительной системы (для лиц, находящихся в местах лишения свободы).

Как получить бюллетень?

Бюллетень выдается избирателю после того, как он предъявит документ, подтверждающий его личность и гражданство.

После предъявления документа один из членов комиссии находит вашу фамилию в списке избирателей для голосования за кандидатов в депутаты Верховной Рады, после чего под расписку выдается избирательный бюллетень.

Как голосовать?

Каждый избиратель голосует лично. То есть в кабинку для голосования заходит только человек, который будет голосовать, посторонних лиц там быть не должно. После голосования нельзя показывать свой избирательный бюллетень, фотографировать его с целью распространения в сети Интернет или любым другим способом ознакомлять с ним третьих лиц. Такие действия могут быть расценены как нарушение тайны голосования и стать основанием для привлечения к ответственности.

Заполненные бюллетени нужно бросать, предварительно сложив, в прозрачную урну, которая будет стоять неподалеку от выхода из кабинки.

Для голосования дома или не по месту регистрации проживания необходимо написать соответствующее заявление в территориальный избирательный участок, предоставив соответствующие справки, подтверждающие причину необходимости такого голосования.

Можно ли проголосовать несколько раз?

Нет. Бюллетень для голосования выдается в случае включения избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке. Включение в такой список осуществляется только на одном избирательном участке.

Если в списках избирателей не нашли свою фамилию

В этом случае или если будут неточности в фамилии, имени или технические описки (например, неправильный перевод фамилии, имени, отчества) в списках избирателей, законодательством разрешено сделать соответствующие правки на избирательном участке. Однако исправлять ошибки в день выборов можно лишь на основании соответствующего решения суда. Такое право на исправление ошибок в списках имеют председатель, заместитель и секретарь участковой комиссии. Для чего эти лица должны сделать соответствующую отметку в графе «Примечания» в списке избирателей. Если избирателя нет в списке или в списке есть неточности, которые делают невозможной правильную идентификацию избирателя, избиратель не допускается к голосованию.

Центральная избирательная комиссия предоставила также некоторые разъяснения об особенностях голосования на внеочередных выборах народных депутатов Украины 21 июля 2019 года.

Как реализуют свое избирательное право внутренне перемещенные лица?

Статьей 8 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» предусмотрено, что внутренне перемещенное лицо реализует свое право голоса, в частности, на выборах народных депутатов Украины путем изменения места голосования без изменения избирательного адреса согласно части третьей статьи 7 Закона Украины «О Государственном реестре избирателей», согласно которой по мотивированному обращению избирателя, имеющего право голоса на этих выборах, орган ведения Государственного реестра избирателей (далее — орган ведения Реестра) может временно (на период их проведения) изменить избирателю место голосования (избирательный участок) без изменения его избирательного адреса. Такое обращение подается в орган ведения Реестра по местонахождению указанного избирателем избирательного участка или по избирательному адресу не позднее чем за пять дней до дня голосования на внеочередных выборах народных депутатов Украины 21 июля 2019 года, то есть до 15 июля 2019 года включительно. Временное изменение места голосования избирателя (избирательного участка) подтверждается удостоверением по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, которое выдается избирателю.

Как избирателю узнать адрес его избирательного участка?

С информацией об адресе избирательного участка можно ознакомиться в разделе «Избирательные округа и участки» на веб-сайте Центральной избирательной комиссии в разделе «Государственный реестр избирателей» или обратившись лично в отдел ведения Реестра по своему избирательному адресу.

Каков порядок обращения избирателя в орган ведения Реестра в случае изменения его персональных данных?

Каждый избиратель в случае изменения его персональных данных может лично обратиться в орган ведения Реестра согласно своему избирательному адресу с заявлением о внесении изменений в его персональные данные в Реестре. К заявлению прилагаются документы (копии документов), подтверждающие эти изменения.

В случае если к заявлению прилагаются копии документов, их оригиналы предъявляются органу ведения Реестра.

Избиратель, который постоянно не способен передвигаться самостоятельно, может уполномочить на подачу такого заявления другое лицо.

Избиратель, который проживает или находится за пределами Украины, обращается с заявлением в соответствующее заграничное дипломатическое учреждение Украины (статья 20 Закона Украины «О Государственном реестре избирателей»).

Продолжение следует.