Казацкий собор Стародуба в стиле украинского барокко.

Сто лет назад Стародубщину передали от Украины России. Этот печальный юбилей проходит незамеченным...

Исторически и этнически Стародубщина — часть Чернигово-Северской земли. Выразительным был Стародубский полк Гетманщины.

Границы Стародубского казацкого полка.

К примеру вспомню, что в Мглине жил отец Леси Украинки, юрист и общественный деятель Петр Косач, в Стародубе похоронен генеральный казначей, автор «Летописи Самовидца» Роман Ракушка-Романовский, а в Почепе стоят руины дворца украинского гетмана Кирилла Разумовского. Однако когда в 2001 году черниговская «Просвiта» предложила тогдашней Черниговской облгосадминистрации отметить юбилей Петра Косача, в ответ не получила даже отписки — так страшно было нашим чиновникам напомнить об украинских корнях захваченной Россией Стародубщины... А о почепском дворце гетмана вообще мало кто знает. Стоит он заброшенный и изуродованный — когда-то Украина будет должна его отстроить.

Гетман Иван Самойлович и его сыновья Семен и Яков были стародубскими полковниками. В Погаре родился Панас Лобысевич — украинский писатель, мглинский маршалок. Сторонник украинских вольностей, полковник Михаил Миклашевский родился, жил и похоронен на Стародубщине. Список можно продолжать.

Аннексия

Сто лет назад коммунисты оторвали Стародубщину от родной земли и присоединили к России. Вот как об этом писала тогдашняя пресса: «Чернигов. Стародубский, Суражский, Мглинский уезды Черниговской губернии отходят ко вновь образованной Брянской губернии, в которую войдут также Карачевский, Севский и Трубчевский уезды Орловской губернии и Жиздринский уезд Калужской губернии. Ко второму полугодию новая губерния будет утверждена (РОСТА)». Протестовать было некому...

Карта Черниговской губернии, в составе которой — Стародубщина.

Куда делись украинцы?

По переписи 1926-го, в Стародубской округе было 57726 украинцев, в Новозыбковской — 24 863, Клинцовской — 15 837. Ученые отмечают неправдивость этих данных в сторону уменьшения, но через 63 года в Брянской области России украинцами записались лишь 27 122 человека — почти на 100 000 меньше! Да и из тех лишь 46,9% признали украинский язык родным.

Сегодня в местном музее, по свидетельству журналиста Сергея Павленко, нет даже отдельной экспозиции о казацких временах Стародуба. Хотя еще в начале 50-х годов в глухих селах края были дома с проржавевшими табличками зеленого цвета «Козакъ». Понятно, что не русский.

В 1993 году в Брянске было создано Общество украинской культуры «Голубая Десна», в которое входило аж 15 человек. Было еще и объединение «Стародубское казачество», которое искало контактов с Украиной.

Попытки отделиться от России

На форуме сайта «Украинская правда» проводился опрос: будут ли украинские этнические земли в России (Кубань, Дон, Слобожанщина, Стародубщина, Поволжье) в составе Украины? Большинство (свыше 57%) считает, что да, но при условии экономического и культурного могущества Украины. А во времена оранжевой революции на территории Брянской области началось смятение, связанное с информацией в СМИ о том, что здесь кое-кто хочет присоединиться к Украине. Николай Зивако, председатель Злынковской районной администрации, якобы предложил всем районом отделиться от России и перейти в Украину. Предложение он мотивировал географической отдаленностью Злынки от областного центра, полным развалом экономики района и тем, что «район постоянно отдает все наработанное в виде налогов в федеральный центр и в областную казну». Естественно, этот бунт быстро подавили федеральные российские власти...

«Население хочет воссоединения...»

Зивако — не первый. Еще в 1918 году в Киев со Стародубщины писали: «Союз землеводства Стародубского уезда... просит не разъединять Черниговщины от родной Украины». А со Стародубщины телеграфировали: «Население хочет воссоединения с Украиной».

Стародубцы сообщали, как коммунисты собирали подписи за союз с Москвой: «Над теми, кто выражал желание воссоединения с Украиной, совершается насилие, и 50 человек по этому поводу арестованы и посажены в Мглинскую тюрьму. Поскольку население хочет воссоединения с Украиной, подписи за воссоединение с Московщиной требуются угрозой расстрела». Стародубский уездный староста Кибальчич 27 июля 1918 года телеграфировал в Киев: «Население в панике. В занятой большевиками части уезда людей вырезают, как баранов». Украина помогла, как смогла: 2-й Запорожский полк под командованием Петра Болбочана был перекинут для защиты от российских оккупационных войск района — Новозыбков — Новгород-Северский. На протяжении трех месяцев украинцы вели бои с большевиками. Помогали и местные жители: для нужд украинской армии собрали и передали 500 карбованцев.

Но уже в следующем году советам удалось отторгнуть Стародубщину от Украины благодаря украинским коммунистам: в Москве представители «украинского правительства» Иванов, Мальцев, Спасский и Гопнер заявили о необходимости присоединения Стародубщины к Великороссии. Договор, подписанный Ивановым, утвердил «рабоче-крестьянское правительство» Украины по решению ЦК коммунистов. Граница установлена «от слияния рек Снова и Истрицы приблизительно около города Горск (с украинской стороны) по реке Снов и ее притоку Ревна, приблизительно до хутора Косовича...» В 1925 году край Стародубщины — Семеновскую волость — вернули в состав Украины. Село Зноб Трубчевской волости побыло в Украине... одну неделю — Президиум ЦИК СССР постановил оставить его в составе России.

И все же...

На здании Черниговской облгосадминистрации (исторически — здание земства) есть гербы городов, относившихся к Черниговской губернии. Есть там и герб Стародуба — кряжистый дуб.

Герб Стародуба.

Есть гербы Мглина, Почепа, Стародуба и на триумфальной арке в Новгороде-Северском.

Валерий Сарана вспоминал, что когда он был во времена президентства Леонида Кравчука заместителем председателя черниговской администрации и поехал с визитом дружбы в Брянск, то попросил заехать в Стародуб и дать там концерт украинских артистов. Ему отказали — глава Брянской области, который ходил в ельцинских демократах, сказал — вы, дескать, раз выступите, а стародубцы целый год будут вспоминать, что они украинцы.

Когда же был создан невинный общественный комитет «Стародубщина — с Украиной», в черниговском архиве резко стало больше российских историков (это еще до нынешней российско-украинской войны), поскольку им дали задачу как-то нивелировать факты об украинских церквях на Стародубщине. Ведь там полно украинских следов — затоптанных, но все-таки живых.

Читая их сайты...

На сайте российского городка Клинцы есть рассказ для туристов о Стародубе. Его историю автор подает так, чтобы обойти Украину — основание в 1080 году, монголо-татарское нашествие, Великое княжество Литовское и сразу — Россия, а украинского Стародубского полка, как и не бывало. Зато есть какое-то мифическое «Русское царство», воевавшее с Литвой...

Однако совсем обойти украинские влияния не удается: «Этот край получил несколько отличную идентичность, отразившуюся в особом говоре (западная группа южнорусских говоров с влиянием украинского и белорусских языков). К примеру, такие слова, как «мурзатый» (грязный), «праяздный», «бубончик», «криница» (источник), «цвинтер» (прицерковная территория), «скрынка», «шуфлядка» (дверца шкафчика) являются примерами этого особого говора».

Но когда автор переходит к описанию старинных зданий, приходится вспомнить, скажем, Миклашевских. Кто они такие — не пишет. Дополним его сознательный пробел: «Миклашевские — украинский козацко-старшинский род второй половины XVII — начала ХХ века. Основателем рода считают Андрея Миклашевского (Андрушко Миклашенко, годы рождения и смерти неизвестны) — реестровый казак Чигиринской сотни (1649). Род Миклашевских внесен в VI часть родословной книги Черниговской губернии». Это — из Википедии...

Стародубскую церковь Рождества Христова сами стародубцы — признается автор описания города — называют Казацким собором: «Собор Рождества Христова (1678 года) на Рыночной площади — памятник украинского барокко с элементами московского зодчества XVII века. Во времена Гетманщины (Войска Запорожского) эта церковь была полковым собором».

Лукавенькие экивоки автора — «Казацким, то есть Старым», оставим без внимания с доброй улыбкой... Однако украинских церквей здесь так много, что невольно ему приходится признать: «Церковь Богоявления 1770—1789 гг. Постройки в стиле украинского барокко. Да, Брянская область является «заповедником» этого архитектурного стиля в России».

Путешествуя по Стародубщине, некуда деться от нетерпимого на Москве украинства: «Это деревянная церковь Николая Чудотворца в селе Новый Ропск Климовского района... Село основано в 1620 году, храм возведён в 1732 году на средства гетмана Апостола. Храм этот — прекрасный памятник в стиле украинского барокко».

Исследователи свидетельствуют: «Полковой собор Рождества Христова спасло лишь то, что там было большое хранилище колхозного картофеля, и переместить эти овощи оттуда просто не было возможности. Но всем храмам, стоявшим вокруг, так не повезло, и уникальный архитектурный ансамбль в стиле украинского барокко теперь мы можем увидеть лишь на старых фотографиях. Много потерял в своей красоте и полковой собор, оставшись отныне в одиночестве, совсем не так, как его планировали в XVII в. украинские архитекторы».

А в Чернигове недавно вышла книга «Присяга Стародубского полка 1718 года», составленная Игорем Сытым и Сергеем Горобцем. И это чрезвычайное событие, ведь фактически со времени исследования Александра Лазаревского о Стародубском полке ничего больше в Украине не выходило. А ведь это наше — там была Гетманщина.

Фото из архива автора.