Впрочем, для официального Берлина вопрос решен: еще одна линия транзита российского голубого топлива будет поставлять его в ФРГ и дальше — на юг и восток Европы. Главный аргумент: Германия прогнозирует собственный значительный рост потребления газа ввиду отказа от других носителей энергии. Так что позиции Берлина и Киева в отношении этого существенно расходятся.

Посол Украины в ФРГ Андрей Мельник во время недавних дискуссий предупредил немецких партнеров о тяжелых последствиях отказа от транзита углеводородов по украинской ГТС для обеих стран. Также в интервью изданию Freie Presse он однозначно заявил: «На фоне прогнозов роста потребления газа в Германии возможная остановка транзита российского топлива по территории Украины после 2020 года станет для Берлина выстрелом себе в ногу».

Глава украинской дипломатической миссии напомнил, что оба газопровода «Северный поток» вместе будут прокачивать 110 млрд куб. м углеводородов ежегодно. Поскольку ожидается, что потребление их в ФРГ будет расти, то остановка транзита через Украину будет означать недопоставку газа «потоками» по Балтийскому морю. В то же время Андрей Мельник предупредил, что «важнее счетов — опасность куда большей войны с Москвой и горькой потери доверия народом Украины, а также Польши».

Для Украины в случае остановки транзита российского газа по украинской ГТС в 2020 году потери будут существенными: более 3 млрд долл. ежегодно, что составит 10% государственного бюджета и 3% ВВП.

Посол отметил, что «Северный поток-2» не имеет ничего общего с диверсификацией источников поставки энергоносителей, и напомнил, что украинская ГТС, которую, кстати, строили немецкие специалисты, является одной из крупнейших и самых безопасных в мире. Она в состоянии транспортировать до 200 млрд куб. м газа в год. Ныне система используется меньше, чем наполовину своей полной мощности — только из-за проблем с Россией. Например, в прошлом году транспортировано всего 86,8 млрд куб. м газа.

«Голос Украины» уже сообщал, что «Северный поток-2», протяженность которого 1224 км, будет проходить по дну Балтийского моря из РФ в ФРГ в обход Украины. Проектная пропускная способность составит 55 млрд куб. м в год. В консорциум по его прокладке входят французская Engie, австрийский OMV, британско-нидерландская Royal Dutch Shell, немецкие Uniper та Wintershall. Основатель — российский «Газпром». В мае сообщалось, что завершение строительства, планировавшееся на начало 2020 года, перенесено на конец 2020-го.

Тем временем во время сессии Европарламента заместитель председателя Европейской комиссии Марош Шефчович сообщил, что трехсторонние переговоры по газу между Украиной, ЕК и РФ возобновятся в сентябре. В частности, будет обсуждаться и вопрос контракта на транзит российского газа по территории Украины, заключенный в 2009 году, завершающийся в конце 2019-го.

Берлин.