Конечно, здесь и раньше видели остроту проблем в инклюзивном обучении, но в сельской глубинке сдвинуть дело с места очень сложно.

«Новые подходы здесь надо внедрять упорно, преодолевая стереотипы наподобие «от нас ничего не зависит», — говорит председатель ОО Вячеслав Кившар. — Этому способствовал наш проект «Мониторинг доступности объектов по предоставлению образовательных услуг», победивший в конкурсе ПРООН».

Сам Вячеслав имеет инвалидность второй группы и воспринимает все умом и сердцем. Его первые помощники — жена Оксана, сыновья Михаил и Кирилл. Пригодились юридическое образование и опыт главы семьи.

Комплексный подход

Менее трети из 166 детей, которые имеют право на особый образовательный подход, пользуются им в реальности. Родители признались: о многом просто не знали, но теперь поняли, их дети имеют такие же права и никто не должен быть оторван от общества.

Активисты, специалисты отдела образования поселкового совета создали рабочую группу и проверили доступность зданий и помещений, а также кадровые возможности для занятий с особенными детьми. Обнаружили: более половины заведений работает без оборудования и кабинета для инклюзивного обучения. При участии эксперта Андрея Жидкова составили акты, фотоотчеты и рекомендации местным властям для исправления ситуации.

Особое внимание уделили Белокуракинской школе № 1, Нещеретовской и Демьяновской сельским школам, где должна учиться самая большая часть детей с инвалидностью. Побеспокоились, чтобы новые гибкие групповые и индивидуальные методы работы помогали развитию всех. Заинтересовали учителей, родителей и детей развивающими играми, раздали буклеты. Тренинг в Нещеретово развивал внимательность и координацию движений. Обсудили тему «Как мы можем помочь детям с инвалидностью», наполнили «Кувшин детских потребностей». К созданию инклюзивной группы готовились и на тренинге «Право на достойное детство» в детсаду «Березка». Интересные упражнения с обсуждением доказали, как важно быть чуткими к детям с психофизическими особенностями.

Многому научились и теперь могут передать знания коллегам Елена Лубинец, Алена Давыдова, Ольга Грицай и другие активисты. Это правовая помощь людям, которые не имеют физической возможности коммуницировать, адвокация для семей с детьми с инвалидностью, расширение образовательных возможностей, диалога с властью. Внедряются современные модели социализации: через инклюзивное обучение, культурно-спортивные и творческие мероприятия, которые позволяют объединить уязвимые и другие группы.

Изменения зовут дальше

Пример сотрудничества — сделанное в школе № 1. После обсуждений здесь была выделена и отремонтирована за бюджетные средства комната для коррекционных занятий, закупили коррекционно-развивающие и релаксационные средства. Директор школы Елена Вашура рассказывает: «У нас есть дети, которых пока невозможно научить писать, читать и считать без использования современных гаджетов, а родители не всегда имеют возможность их купить. Организация «Святителя Луки» в рамках своего проекта приобрела планшет для обучения, коррекции и развития Армену Акопяну. Вручение подарку малышу, которого воспитывают слепая мама и бабушка, было прекрасно воспринято его одноклассниками, которые уже успели с ним подружиться» (на снимке).

Силами ОО организовали поездку родителей, их детей с инвалидностью и педагогов в Рубежанский инклюзивно-ресурсный центр. Пришли к заключению, что подобный центр целесообразно создать и на Белокуракинщине. Аргументированные предложения направили местному руководству.

Председатели РГА Сергей Иванюченко и поселкового совета и ОТГ Сергей Сирык высоко оценили работу активистов. Активистка ОО депутат местного совета Елена Лубинец способствовала рассмотрению на сессии обращения участников проекта о введении в штатное росписание школы, детсада ассистентов учителя и воспитателя. Уже созданы инклюзивный класс и группа. «Мы наконец смогли с уверенностью устроить нашего Вову в «Сонечко», — рассказывает мама особенного ребенка продавщица Алена Быкова (они с мужем — вынужденные переселенцы). — Ведь с ним сейчас есть кому заниматься. Рядом — еще два таких ребенка, и уже заметен их прогресс. Это побудило меня приобщиться к числу активистов, чтобы вместе двигаться дальше».

По новым стройнормам инфраструктура населенного пункта должна проектироваться с элементами доступности. Определенные работы по результатам обследований образовательных заведений уже запланированы, и общественность будет контролировать их выполнение. Учтены замечания о переоборудовании конкретных помещений (в частности уборных), обновлении программ инклюзии.

Активисты способствуют удовлетворению образовательных и других потребностей детей с инвалидностью, преодолевают неверие, оторванность от общества. А родители благодарны тем небезразличным, кто делает жизнь их детей ярче. Потому что одного энтузиазма учителей мало.

Семен ПЕРЦОВСКИЙ,

заслуженный журналист Украины.

Луганская область.

Фото предоставлено автором.