Интегрированный курс естественных наук рассчитан на учащихся, которые не планируют писать ВНО по физике, химии, географии или биологии, однако никто не будет запрещать им сдавать внешнее оценивание по упомянутым дисциплинам. Об этом рассказала заместитель директора по научно-экспериментальной работе Института педагогики Национальной академии педагогических наук Украины Татьяна Засекина во время интернет-конференции «Интегрированное обучение: от урока к курсу». Дискуссию устроила команда образовательного проекта «На урок».

Интегрированный курс «Естественные науки» в десятых-одиннадцатых классах в экспериментальном порядке внедряют около 100 школ в Украине. А в следующем учебном году при желании к ним могут присоединиться и другие учебные заведения. Новый предмет будут преподавать вместо отдельных уроков химии, физики, астрономии, биологии и географии.

Разработаны четыре проекта учебных программ интегрированного курса, которые можно найти на сайте МОН. Их авторы предлагают различные подходы к преподаванию этого предмета. Татьяна Засекина является руководителем группы авторов одной из программ и соавтором экспериментального электронного учебно-методического пособия «Естественные науки», которое есть в свободном доступе в Интернете. Оно адресовано 10-классникам и их учителям. Пособие для 11-го класса еще готовится, рассказывает разработчица. За государственный счет эту литературу пока печатать не будут.

Во время конференции Татьяна Засекина пыталась развеять мифы, из-за которых внедрение интегрированного курса считают очередной ступенькой к деградации украинского образования.

Первый миф заключается в том, что с внедрением интегрированного курса исчезнут отдельные предметы. Даже если школа выберет гуманитарный профиль, никто не будет заставлять ее вместо преподавания отдельных дисциплин — физики, химии, биологии и т. п. — отдавать предпочтение интегрированному курсу естественных наук. Тем более, что и новый Закон «Об образовании», и проект закона «О среднем образовании», и концепция Новой украинской школы предусматривают академическую автономию заведений — в частности, возможность разрабатывать собственные учебные планы и программы.

По концепции Новой украинской школы, в старших классах должно быть профильное обучение. По новой образовательной программе, учебные заведения могут выбирать один-два предмета, которые дети будут изучать на профильном уровне. «Но даже этим школы не воспользовались, — говорит Татьяна Засекина, — это видно по количеству и уровню заказанных учебников». Учебники по украинскому языку углубленного (профильного) уровня заказали всего 20 процентов украинских школ, по алгебре (геометрии) и английскому языку — гораздо меньше. Учебники по физике профильного уровня хотели получить только пять процентов учебных заведений, а по географии — один процент.

«Это объясняется тем, что 70 процентов школ в Украине — малокомплектные, там невозможно вообще сформировать в старших классах профиль — физико-математический, естественный или гуманитарный, — приводит свои аргументы Татьяна Засекина. — Ведь есть всего один класс на параллели. Поэтому школы обычно идут по старой модели универсального профиля».

Во время эксперимента выяснилось, что в малокомплектных школах этот курс позволяет организовать «мультипрофильный» класс. На интегрированный курс отведено меньшее количество часов, чем на изучение всех естественных дисциплин на уровне стандарта. Сэкономленное таким образом время используют в соответствии с образовательными потребностями учащихся. Сначала всем классом изучают интегрированный курс, а дальше дети группами расходятся на дополнительные занятия по физике, математике, иностранному языку для лучшей подготовки к ВНО.

— Второй миф таков: учителя будут терять часы, а, кроме того, нет подготовленных педагогов, которые бы преподавали интегрированный курс, — говорит Татьяна Засекина.

Уже сегодня в малокомплектных школах учителя вынуждены преподавать по несколько предметов. Например, специалист по физике и математике параллельно читает

географию. По некоторым исследованиям, у 10 процентов учителей, преподающих физику в наших школах, нет профильного образования. В то же время, по словам Татьяны Засекиной, только 10 процентов учителей физики имеют полную нагрузку по своему предмету, а остальные «добирают часы» на ставку или полторы за счет других дисциплин — информатики, трудового обучения, основ здоровья, математики, химии, биологии и т. п. «Эта проблема заставляет нас пересмотреть традиционные подходы к такому понятию как универсальный учитель», — говорит она. Кроме того, иногда даже полезно овладеть «смежными дисциплинами», чтобы улучшить преподавание своего предмета.

— С недавних пор педагогические вузы — в Кропивницком, Тернополе, Полтаве, Виннице, Умани, а также Запорожский национальный университет — ввели новую специализацию — учитель естественных наук, — рассказывает Татьяна Засекина. — Есть соответствующие бакалаврские и магистерские программы. Количество таких вузов будет расти. Кроме того, преподавателей интегрированного курса по заявкам областных департаментов или управлений образования будут готовить институты последипломного педагогического образования.

Родителей школьников, опасающихся внедрения интегрированного курса из-за неопределенности с процедурой сдачи ВНО, можно успокоить. «Со следующего года ученики, которые в 11-м классе будут изучать интегрированный курс «Естественные науки», будут иметь право сдавать ВНО по отдельным естественным дисциплинам. В МОН готовится соответствующее инструктивное письмо», — анонсирует Татьяна Засекина. Если выпускники сдают внешнее оценивание по физике, химии,

биологии или географии, то параллельно получат оценку по государственной итоговой аттестации по соответствующему предмету.

Сегодня в старших классах ученики изучают более 20 дисциплин, не успевая усваивать их как следует.

«Интегрированный курс позволяет ученикам филологических, художественных, спортивных и общественно-гуманитарных классов уделить больше времени подготовке к ВНО и изучению предметов, необходимых для поступления в выбранные вузы. Было бы хорошо поэкспериментировать с внедрением подобного курса по гуманитарным предметам — литературам, художественной культуре и т. п., чтобы обеспечить качественную организацию обучения в классах физико-математического, естественного, технологического профиля», — считает Татьяна Засекина.

Научный сотрудник отдела биологического, химического и физического образования Института педагогики НАПН Украины Александр Козленко изучал состояние интеграции наук в базовой школе. По его словам, к перегрузке учащихся частично приводит несогласованность учебных программ по различным дисциплинам. Одну и ту же тему по различным предметам ученики изучают в разное время и даже в разных классах. Например, строение атомов в курсе химии изучают в восьмом классе, а на физике — в 9-м. Классы органических веществ, понятие об органических соединениях девятиклассники на уроках химии изучают в II полугодии, а на уроках биологии — уже в начале года. Это не способствует хорошему усвоению материала.

«Обучению вредит «предметный шовинизм», когда педагог считает, что именно его наука — самая важная и должна изучаться в строгой академической последовательности, иначе дети ничего не будут знать», — констатирует Александр Козленко. «В украинской школе сейчас действует «пассивно-абсорбционная модель образовательного процесса», где учеников, по выражению Марка Твена, считают чем-то пассивным, что надо погружать в воду и стараться там держать подольше, чтобы они что-то в себя впитали», — шутит эксперт. В этой системе жить трудно: дети перегружены и не способны воспринять все, что им пытаются вложить в голову педагоги. Интегрированный курс естественных наук может помочь решить эту проблему. При условии, что учителя будут иметь соответствующие ресурсы и огромное желание сменить традиционные подходы инновационными.

Справка

Интегрированный курс естественных наук (обычно он называется «science») преподают в школах разных стран. Физику, химию и биологию как один предмет читают в школах США. В Канаде аналогичный курс преподают в государственных и частных средних учебных заведениях, а углубленно изучают в специализированных. Британские школьники могут учиться до 18 лет, однако физика, химия и биология необязательны с 16-летнего возраста. Естественные науки вместе с технологиями объединены в один предмет в школьных программах Израиля и Сингапура, но вместе с тем преподаются и отдельные естественные дисциплины.

Кстати

Отношение к внедрению интегрированного курса естественных наук в Украине неоднозначно. Категорически против таких подходов выступает Национальная академия наук. Ученые считают, что это приведет к значительному ухудшению качества преподавания в школе, снижению интеллектуального уровня выпускников, уменьшению потребности в учителях по отдельным естественным дисциплинам и вследствие этого к снижению научного потенциала страны — уменьшению количества аспирантов, научных и научно-педагогических сотрудников.

Фото Андрея НЕСТЕРЕНКО.