11 июля 2019 года. Фото на память после закрытия десятой сессии восьмого созыва.

27 ноября 2014 года. Первое заседание Верховной Рады Украины восьмого созыва.

Завершилась последняя, десятая, сессия Верховной Рады Украины восьмого созыва. Нынешний парламент был избран на внеочередных выборах 28 октября 2014 года. Поскольку выборы на то время прошли не во всех избирательных округах (на неподконтрольной украинской власти временно оккупированной территории АР Крым, г. Севастополя, отдельных районов Донецкой и Луганской областей голосование не проводилось), в состав украинского парламента избрали 423, а не 450 депутатов, как предусмотрено Конституцией. Народные депутаты восьмого созыва получили полномочия 27 ноября 2014 года.

За время работы Верховной Рады VIII созыва было проведено 580 пленарных заседаний, в течение которых приняты 2734 документа, в частности — 987 законов и кодексов в целом, проведены 35 парламентских слушаний. Для того чтобы выйти на результативное голосование, народным депутатам часто приходилось в сессионном зале искать компромисс. Звучало и немало сетований на работу высшего законодательного органа государства, многие ожидания не оправдались.

Вскоре состоятся внеочередные парламентские выборы. Нынешний парламент недоработал несколько месяцев до завершения своей конституционной каденции. Каким будет качественный состав новоизбранной Верховной Рады, будет ли развивать и улучшать парламент начатые реформы и какие ценности станет защищать, — зависит от каждого из нас, от каждого голоса.

Чем отличился парламент, избранный после Революции Достоинства, и какими были его достижения и неудачи за неполные пять лет деятельности? Чем новый парламент, который изберем на досрочных выборах 21 июля, будет разниться от предыдущего и какими будут для него первоочередные задачи? Эти вопросы адресовали народным депутатам Украины восьмого созыва.

В условиях российской вооруженной агрессии удалось отстоять идентичность

Анна Гопко, председатель Комитета Верховной Рады по иностранным делам (внефракционная):

Анна Гопко.

— В условиях российской вооруженной агрессии парламенту удалось отстоять нашу идентичность — через декоммунизацию, увеличение квот для украинской музыки, принятие закона об украинском культурном фонде, защиту и функционирование государственного языка, почистили эфиры от российских телеканалов и сериалов. И надо не позволить, чтобы это кто-то откатал назад. А также — вопросы децентрализации: созданы более 913 объединенных территориальных громад, деньги пошли на места, больше ответственности, прорастание новых элит снизу вверх. Среди достижений — и вопросы отпора вооруженной агрессии РФ, одобрение законов, направленных на развитие ВСУ, укрепление в Конституции курса на ЕС и НАТО, утверждение приветствия в армии «Слава Украине!».

Нам удалось провалить план Кремля «Новороссия» — захватить Одессу, Харьков, Днепр, удерживать санкции против России, и чтобы принцип — «ничего об Украине без Украины» — действовал все эти годы.

Антикоррупционные вопросы — создание антикоррупционных организаций, хоть и с некоторыми пробелами, как, например, то, что НАБУ не дали права самостоятельного прослушивания по решению суда, чтобы они не зависели от СБУ. НАПК, электронные декларации — слишком много миллионов чиновников их заполнили, а надо было сфокусироваться только на всех депутатах Верховной Рады, членах правительства, работниках администрации Президента и областных госадминистраций.

Некоторые шаги были весьма популистские, поэтому следующий созыв должен определить четкие приоритеты — укрепление имеющихся достижений. Поскольку в Торонто Зеленский говорит, что за последние годы мы достигли того, что экономика стабильно растет, хотя были и сложные времена, но фактически он говорит об успехе предыдущего Президента, парламента нынешнего созыва и правительства, которое смогло обеспечить рост от дыры в бюджете, которую оставил Янукович, и 10-процентного падения до 3% роста ВВП. Единственная проблема — что мы не посадили и нет реальной ответственности для тех реваншистов, которые сегодня стали представителями «пятой колонны». И телеканалы олигархов продолжают сеять «зраду», нагнетать ситуацию, создавать почву, чтобы воплощать планы Кремля на фоне недовольства и разочарования людей было легче.

Нельзя опротестовывать конституционные достижения

Оксана Корчинская, Первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (фракция Радикальной партии Олега Ляшко):

Оксана Корчинская.

— Как ни парадоксально, но в Украине за последние 10 лет и подозреваю — в ближайшие несколько лет — уходящий парламент был самый патриотичный. Нам удалось организовать все, что касается обеспечения функционирования наших военных на фронте и эвакуации раненых. Именно парламент, а, к сожалению, не Кабинет Министров, смог позаботиться, чтобы все раненые ребята получали достойную компенсацию, чтобы все семьи, потерявшие самых дорогих, кроме государственной помощи еще и получили квартиры, чтобы все, получившие в результате ранений первую или вторую группу инвалидности, могли пожизненно лечиться в военных госпиталях, чтобы те, кто погиб от инсультов или инфарктов или получил гепатиты или ВИЧ в АТО/ООС, тоже имели от государства или компенсацию, или заботу. И как раз парламент поддержал закон, по которому теперь нашим ребятам, раненым на фронте, дают группу инвалидности на одну выше, чем прежде.

Чтобы помочь нашим воинам на фронте, нам приходилось в парламенте делать очень много не только стратегических, но и тактических вещей.

Надеюсь, следующему пророссийскому парламенту не удастся сломать основные базисные вещи, заложенные нынешним парламентом. Это — декоммунизация, потому как нам очень важно максимально оторваться от риторики и исторических фактов России, как бы людям ни казалось, что это «на хлеб не намажешь». Следующее — это независимая церковь, действие безвизового режима, что тоже является результатом работы парламентско-президентской республики. Ни в коем случае нельзя опротестовывать наши конституционные достижения — что мы избрали проевропейское направление, как вектор развития нашей страны, и что нам сейчас тактически и стратегически важно сотрудничать с НАТО ради защиты нашей страны. И, конечно, — одобрение закона о языке и начало нескольких важных, хоть и непопулярных реформ, за которые избиратель никогда не проголосует, но за которые кому-то надо брать на себя ответственность и провести. Иначе система будет загнивать.

Ожидание примирения и общественного диалога

Юрий Мирошниченко, глава подкомитета по вопросам реформирования пенитенциарной системы, деятельности органов исполнения наказаний и пробации Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, фракция Оппозиционного блока:

Юрий Мирошниченко.

— Нынешний парламент — это парламент на переломе украинской истории, работавший в условиях войны, который был на две трети обновлен — такого обновления еще в истории не было, парламент, где произошло очень много эмоциональных и довольно важных решений. Что можно отнести к достижениям? То, что мы все-таки сохранили национальное единство, что фактически в последний день работы приняли Избирательный кодекс, начали по некоторым направлениям определенные положительные тенденции, в частности — вводить полный цикл публичной политики. Что было утраченными возможностями и ожиданиями? Это тот экономический, политический и социальный ренессанс, которого ждали люди, когда формировали нынешний состав парламента и голосовали за него. К сожалению, мы не смогли поднять экономику, защитить граждан в социальном плане, дать уверенность в завтрашнем дне. Этот парламент запомнится тем, что на протяжении его каденции огромное количество граждан выехало из нашей страны в поисках заработков за границу. Высокая степень агрессии и негативной эмоциональности сопровождала нашу работу. Со стороны общества к парламенту — было очень много пикетирований, митингов.

С другой стороны — несмотря на все вызовы и проблемы, все же мы нашли в себе силы не разрушить собственную государственность, мобилизоваться, организовать Вооруженные Силы, не объявить дефолт.

Невзирая на то, что с многими вещами я не согласен — в частности, в банковской политике, но, к счастью, при помощи наших международных партнеров мы смогли все-таки удержать ситуацию под контролем.

Чего ожидаю от следующего созыва парламента и чего нам не хватало? Нам очень нужно единство в обществе, снижение градуса агрессии и противостояния. Очень хотелось, чтобы следующий парламент объединял. Не надеюсь, что он будет очень высокопрофессиональным, поскольку обновление, очевидно, будет еще больше, чем в нынешнем созыве. Но у них есть шанс — доверие и запада, и востока страны, ожидание примирения, общественного диалога, новых положительных сигналов миру от Украины — инвесторам, нашим гражданам, чтобы они возвращались. Это парламент может сделать. Как и активнее привлекать экспертную среду и создать систему, когда подготовка и принятие решений в парламенте будет результатом общей работы всех заинтересованных сторон, в т. ч. А законотворцы будут модераторами законодательного процесса, а не лоббистами тех или других политических сил или финансово-промышленных групп. Очень хотелось бы, чтобы новый парламент был парламентом завершения войны, экономического ренессанса, повышения социальных стандартов и общественного примирения.

Главная задача — борьба с энергетическими олигархическими монополиями

Сергей Лещенко, глава подкомитета по вопросам международного сотрудничества и имплементации антикоррупционного законодательства Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, внефракционный:

Сергей Лещенко.

— Много сделано, но надежды людей были еще больше. В антикоррупционной сфере — мы создали всю законодательную базу. Но поскольку предыдущий Президент Порошенко тормозил независимость функционирования новообразованных антикоррупционных органов, их независимость ни от кого, воплощение было на «тройку».

Надеюсь, у нового Президента Зеленского стараний тормозить антикоррупционную борьбу не будет. И наши новообразованные организации заработают.

Новый парламент должен выполнять ту работу, которую мы не выполнили — это законы об отмене неприкосновенности, о процедуре импичмента, а главная задача — борьба с энергетическими олигархическими монополиями, с Ахметовым — на рынке тепловой генерации, с Фирташем — на рынке газа и азотных удобрений, с Медведчуком — на рынке горюче-смазочных материалов. И это будут острейшие точки столкновения.

Новый состав будет интересным

Олег Березюк, лидер депутатской фракции «Самопоміч»:

Олег Березюк.

— Парадоксально, что этот парламент войдет в историю тем, что он не сделал, и тем самым сохранил украинское независимое суверенное Государство. Он не позволил имплементировать в Конституцию Украины Минские соглашения и признать особый статус Донбасса и имплементировать его в живое тело Украины. Если бы это произошло, не приведи Господи, то мы бы с вами уже не жили в свободном суверенном государстве. И это наша большая победа — выстоять при таком огромном олигархическом и российском влиянии. Парламент выстоял, и победило государство. К величайшему сожалению, парламент провел изменения в Конституцию (в части судебной реформы. — Ред.), являющиеся на самом деле фейковыми, они не привели к честному судопроизводству, но тот же парламент принял закон об Антикоррупционном суде, который и есть той ниточкой к справедливости, если ее развивать. Парламент начал путь к либерализации экономики — ключевым является снижение на 20% единого социального взноса, одного из важных налогов, открывших дорогу к снижению давления на предпринимательство. А позор парламента — то, что он не стал свободным от олигархата — большинство экономических законов, к сожалению, служили олигархам, почти все бюджеты, принятые в стране, за исключением первого, тоже исключительно служили олигархам. Самым большим институциональным позором парламента было голосование за действующего Генерального прокурора, где был нарушен и Закон, и Регламент, и мораль, ведь назначили высшим процессуальным лицом человека без юридического образования.

От нового парламента жду, что он будет беречь украинское независимое суверенное государство, доставшееся нам в наследство, будет развивать его. А новоизбранные депутаты будут качественными представителями людей.

Новый состав парламента будет интересным, но в нем будет сильно хорошо сформирована вышколенная группа депутатов-врагов Украины. И это — вызов будущему парламенту.

Война не была признана войной

Сергей Соболев, заместитель председателя депутатской фракции «Всеукраинское объединение «Батьківщина»:

Сергей Соболев.

— В предпоследний день работы последней сессии был принят один из самых важных законов, открывающий путь к реальной борьбе с политической и партийной коррупцией, с олигархами, — Избирательный кодекс на пропорциональной основе по открытым спискам. Это решение открывает путь к дальнейшему развитию страны в правильном направлении. В плане политической реформы было очень важным решение о государственном финансировании партий, что ограничило во многом возможность влияния олигархов на партийные структуры. Сам факт, что государственное финансирование начинается для партий, преодолевших 2% на выборах (хотя проходной барьер — 5%), дает возможность для создания политической конкуренции и новых политических сил, их раскрутки и финансовой поддержки.

Что, к сожалению, не удалось? — все попытки изменить Конституцию, на мой взгляд, провалились. И в части судебной реформы, и реформы прокуратуры, и тем более в части децентрализации, еще не дошло до своего завершения. Заморожена и осталась действовать советская система «матрешки» — где есть центральные органы управления, областные, районные и т. д.

Удачными были четкие законы, направленные на укрепление обороноспособности. Однако война не была признана войной, мы постоянно переименовывали это то на АТО, то на особую операцию, и в итоге так и не сказали правду — что это война, а не только агрессия. Позором парламента было одобрение закона об особом статусе отдельных территорий Донецкой и Луганской областей, но победой было то, что это не удалось закрепить в Конституции, хоть такие попытки и были.

Остается невыполненной и становится первоочередной задачей для нового парламента — конституционная реформа в части судебной реформы, прокурорской системы и административной реформы, административно-территориального устройства, децентрализации, функционирование объединенных громад.

Парламент иногда впадал в истерию, иногда фантазировал

Рефат Чубаров, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений (депутатская фракция Блока Петра Порошенко):

Рефат Чубаров.

— Нынешний парламент войдет в историю тем, что в наиболее критическое для государства время, связанное с войной России против Украины, вместе с другими ветвями власти, в частности, с президентской, удержал ситуацию. Ведь начало работы парламента — конец 2014 года — был довольно критическим периодом для нашего государства. Удалось максимально взаимодействовать с нашими международными партнерами на той площадке, где можно объединить усилия с парламентами других стран. Депутаты нынешней каденции работали в парламентских ассамблеях Совета Европы, ОБСЕ и других межпарламентских объединениях, достойно влияли на укрепление Украины на международной арене.

Не удалось и переходит к следующему созыву — не найдены более эффективные пути для восстановления территориальной целостности Украины. Хоть этот парламент и принимал немало решений и законов, постановлений, заявлений, но мы не приблизились к возвращению оккупированных земель, включая Крым. Нельзя всю вину возлагать на парламент, но мы не нашли таких путей, которые были бы эффективны и восприняты международным сообществом. Мы передаем следующему составу парламента государство, которое не может осуществлять свой суверенитет на части своей территории. Это плохо, это тревожно. По своему духу парламент почти полностью отвечал обществу того времени — 2014—2019 гг., парламент иногда впадал в истерию, иногда фантазировал, иногда думал, что его работу будут выполнять другие. Но главное свое назначение — в момент, когда Украина ощущала самое огромное давление со стороны России, и был страх за то, что можно потерять государственность, парламент был одним из стержней, укрепивших наше государство.

Дали возможность передохнуть мелким частным предпринимателям

Александр Кирш, председатель подкомитета по вопросам совершенствования Налогового кодекса Украины в части общего налогового администрирования, налогового долга и специальных налоговых режимов Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, фракция «Народный фронт»:

Александр Кирш.

— Новый парламент будет явно моложе и где-то на 2/3 состоять из новых людей. Первое, что от него жду, — отмена тех явных глупостей, которые допустил нынешний парламент, в первую очередь — изменения в закон о государственном языке. Потому что сегодняшний закон разделяет, раскалывает страну, нельзя его было принимать в таком виде. Кроме того, неправильно были проведены пенсионная, медицинская реформы, это все надо серьезно и кардинально изменять, а также надо изменять Закон «О Регламенте Верховной Рады». Это ненормально, когда месяцами при пустом зале принимаются или отклоняются поправки, а потом непосредственно перед голосованием все это сводится на нет, все, что делали месяц, умножают на ноль, и поправки, которые были устранены, — восстанавливаем, а которые прошли — убираем. А зачем тогда тратили месяц? И присутствие депутатов надо фиксировать по-другому: не так, что тут расписались (у столов регистрации. — Ред.) и ушли, не доходя до сессионного зала. Либо кто-то всунул карточку, и считается, что депутат был.

Проверять присутствие можно просто по голосованиям — если не голосовал ни «за», ни «против», ни «воздержался», значит, депутата на заседании не было, и пусть заходит следующий депутат по списку или следующий по округу, если депутат-мажоритарщик.

Хотя парламент принял нормальный Избирательный кодекс с открытыми списками, и это шаг вперед, закон об Антикорупционном суде, по налогам были прогрессивные законы, главное — что сохранили стабильность в упрощенной системе налогообложения, единый налог, что дает возможность передохнуть мелким частным предпринимателям, хотя угрозы были.

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.

Больше фото здесь.

Факт

Основные достижения единого законодательного органа

В сфере безопасности — законы о Национальной безопасности Украины, обеспечении военнослужащих — оружием, боеприпасами, техникой, формой и средствами защиты, достойная зарплата, медицинское и социальное обеспечение; создание Единого реестра военнообязанных; обеспечение равных прав женщин и мужчин во время прохождения военной службы; Вооруженные Силы Украины вошли в Топ-10 сильнейших армий Европы, восьмое место по версии международного рейтинга Global Firepower.

Международная деятельность — закрепление в Конституции курса Украины на обретение полноправного членства в НАТО и ЕС; безвиз — за полтора года им воспользовались более двух миллионов украинцев; прекращение Договора о дружбе и сотрудничестве с РФ; Украина окончательно вышла из СНГ; проведение Межпарламентской ассамблеи Грузия — Молдова — Украина.

Антикоррупционная и правоохранительная сфера — обеспечены процессы создания НАБУ, НАПК, САП, ГБР, Высшего антикоррупционного суда; ликвидирована одна из самых больших коррупционных схем в государстве — непрозрачные закупки за средства Государственного бюджета и создана система электронных закупок ProZorro, признанная одной из лучших в мире; начата работа патрульной полиции — уровень доверия граждан к новой полиции составляет почти 40%.

Начатые реформы: децентрализации, предусматривающей передачу властных полномочий и средств из центра на места (созданы более 900 объединенных территориальных громад, 234,1 млрд грн поступило в местные бюджеты в 2018 году, в 2019-м ожидается 267 млрд грн); образовательная: (созданы 767 опорных школ и 1228 их филиалов), медицинская: (открыты 517 амбулаторий в сельской местности, для них закуплено 513 авто, введен принцип «деньги ходят за пациентом», 80% украинцев выбрали семейного врача и подписали с ним декларацию); пенсионная: (основная идея — если человек честно работал всю жизнь, он должен гарантированно получать достойную пенсию, введение накопительной пенсионной системы, увеличение пенсионных выплат).

Судебная реформа — изменения в Конституцию в части правосудия с целью независимости и деполитизации судебной ветви власти, новые законы о судоустройстве, исполнительном производстве, о Высшем совете правосудия, об адвокатуре и адвокатской деятельности, об обеспечении права на справедливый суд; назначены судьи Верховного и Антикоррупционного суда, обновлен состав Конституционного суда.

Декоммунизация — переименованы 987 городов и поселков Украины, более 50 тысяч улиц, запрет «георгиевской ленты», открыт доступ к архивам советских спецслужб.

Противодействие информационной агрессии — закон о функционировании украинского языка как государственного, который защищает украинский язык во всех сферах общественной жизни, но при этом никоим образом не ограничивает права национальных меньшинств; установлены обязательные еженедельные квоты передач и фильмов на украинском языке на телевидении и радио; государственная поддержка украинского кино; запрет российских соцсетей и вещания российских телеканалов, ограничен импорт идеологизированных книг из России, ограничение по организации и проведению гастрольных мероприятий при участии граждан государства-агрессора; создание «Украинского института книги».

Защита ветеранов АТО — создано Министерство по делам ветеранов, усиление социальной и правовой защиты ветеранов АТО, добровольцев-иностранцев, 14 марта установлен Днем украинского добровольца.

Восстановление исторической справедливости — предоставление бойцам УПА статуса участников боевых действий; усиление социальной защиты участников борьбы за независимость Украины, жертв нацистских преследований и политических репрессий в XX веке; введено официальное приветствие ВСУ «Слава Украине! Героям слава!»; легендарный гимн борцов за независимую Украину «Зродились ми великої години» стал гимном новой Украинской Армии.

Реформа парламента — введены ІT-cтратегия, Коммуникационная стратегия, Портал общественного обсуждения законопроектов, созданы Электронный согласительный совет, Образовательный центр Верховной Рады и Офис парламентской реформы; официальный сайт Верховной Рады сейчас является № 1 в мире по посещаемости среди парламентских сайтов; проводились экскурсии, выставки, прямые трансляции.

Духовное возрождение — Украинский парламент, как высшее представительство украинского народа, провозгласил путь к получению Томоса, который был получен Православной Церковью Украины 6 января 2019 года.