Именно такие обязанности возложило на них одно из теплокоммунальных предприятий Хмельнитчины. Насколько это законно, взялись разобраться в Хмельницком областном территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины, проанализировав договора, по которым теплокоммунальные предприятия Хмельницкого и Каменца-Подольского предоставляют услуги жителям городов.

Выводы печальные: коммунальщики злоупотребляют монопольным положением, а предложенные ими документы не соответствуют требованиям законодательства. Составленные ими договора отстаивают именно их интересы, отводя на второй план права потребителей. В результате собственники жилья обязаны платить огромные суммы, указанные в квитанциях, а при этом не получили права защищать свои интересы.

Например, в договорах, заключенных городским коммунальным предприятием «Хмельницктеплокоммунэнерго», отсутствуют не только отдельные права потребителей, но и определенные обязательства исполнителя. Кроме того, нет пунктов, определявших бы условия решения споров, которые могут возникнуть между обеими сторонами. В частности, антимонопольщики отметили, что в договорах не указано право потребителей на периодическую поверку, обслуживание и ремонт квартирных средств учета, в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж счетчиков.

Предлагая свои условия, забыло об интересах людей и хмельницкое коммунальное предприятие «Юго-Западные теплосети». Пользуясь тем, что потребители не могут выбрать другого поставщика тепла и горячей воды, оно установило дополнительные штрафные санкции в случае несвоевременной оплаты услуг. К пене коммунальщики добавили еще и право собирать со своих клиентов так называемые инфляционные средства и три процента годовых. Так они пытаются обезопасить себя от всех происходящих инфляционных и кризисных процессов. Такое желание освободить себя от дополнительных убытков понятно. Но почему это должно быть сделано за счет потребителей?

Не забыло о своих интересах и каменец-подольское предприятие «Горктепловодэнергия», которое обеспечило для себя дополнительную плату за превышение расчетной мощности приборов отопления, хотя законодательство не предусматривает этого. И вместе с тем в договорах отсутствует одно из важных обязательств для самого предприятия. Оно касается ситуации, когда показания квартирных счетчиков отличаются от данных, рассчитанных по показаниям домового счетчика. В таком случае коммунальщики должны были бы скорректировать плату за предоставленную услугу и отобразить это отдельно в выставленном счете. Однако о таких обязанностях в действующих договорах почему-то не сказано.

Антимонопольщики убеждены, все эти нарушения в документах приводят к нарушениям прав потребителей, и вместе с тем коммунальщики не несут ответственности за предоставление услуг. При их неудовлетворительном качестве и количестве они сами освободили себя от обязательств сделать перерасчеты.

Так что отделение АМКУ рекомендует всем в дальнейшем заключать с потребителями договора, соответствующие типовым. Вместе с тем потребители имеют право перезаключить или внести изменения в действующие.