Кафедра издательского дела и редактирования. Второй справа — Владимир Ризун.

 


На «Журналистской весне». В. Ризун, О. Соколова, А. Матвийчук.

КНУ имени Тараса Шевченко — 185

Институт журналистики в этом году будет отмечать 72 года. Это почти половина летописи Университета Шевченко! И углубившись в прошлое университетского «журфака», прочитав на его страницах имена Василия Симоненко, Вячеслава Черновила, Бориса Олийныка и других знаменитых выпускников, вероятно, каждый отметит неподдельное историческое величие и значимость этого учебно-научного подразделения Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Список имен, которые являются гордостью Института журналистики, можно продолжать, хотя всех и не назовешь. Вот спрашиваешь Виктора Набруско, многолетнего руководителя бывшей Национальной радиокомпании Украины, ныне доцента университета, кого из его современников-выпускников он назвал бы из тех, кто жертвенным трудом служит Украине? Непременно вспомнит Ларису Ившину, редактора популярной газеты «День», других коллег... А спроси Ларису Алексеевну о том же...

Нет, не будем рисковать с определением лучших выпускников, ведь таких и правда много. Среди них постоянные друзья и «обереги» альма-матер — Вадим Крищенко, Александр Швец, Владимир Мостовой, Наталья Мищерская, Василий Бирзул, Николай Дяченко, Виктор Пасак, Михаил Сорока, Анатолий Горлов, Александр Савенко, Александр Клименко, Андрей Шевченко, Владимир Арьев, Оксана Соколова, Елена Фроляк, Николай Княжицкий, Светлана Залищук и другие. А рядом на кафедрах института профессора, доценты, тоже выпускники — Наталья Сидоренко, Татьяна Приступенко, Нина Остапенко, Александр и Вита Гояны, Александр Мелещенко, Владимир Ильченко, Александр Глушко, Александр Чекмишев, Тарас Петрив и другие.

Нельзя не вспомнить деканов (директоров) факультета (института) журналистики Ивана Слободянюка, Владимира Рубана, Матвея Шестопала, Дмитрия Прилюка, Анатолия Москаленко, чья работа повлияла на развитие журналистского образования и науки в Украине. До сих пор наши выпускники чувствуют живую связь с теми, кто их наставлял на будущее, — Иван Прокопенко, Алла Коваль, Олег Бабышкин, Ольга Пазяк, Мария Каранская, Анатолий Погребной, Тамара Щербатюк и другие.

...А все начиналось так.

Подготовка работников средств массовой информации в Украине, как и в других республиках бывшего Советского Союза, до Второй мировой войны осуществлялась в основном в газетных техникумах и институтах журналистики с трехлетним сроком обучения. Харьковский газетный техникум и Харьковский коммунистический институт журналистики (ХКИЖ) были единственными учебными заведениями, где готовили работников печати. На время культурной революции такая форма подготовки журналистов себя оправдывала, потому что задачи ставились довольно ограниченные — ознакомить будущих работников печати с характером газетной работы, научить основам журналистики. Неуклонное расширение сети газет остро требовало обеспечения их большим количеством работников. Для фундаментальной подготовки не хватало времени, а образовательный уровень поступающих не превышал семи классов. Часто уже со второго курса слушателей факультета журналистики мобилизовали на практику в районные или многотиражные газеты. И хотя многие выпускники газетного техникума и ХКИЖ стали со временем опытными журналистами, все же такую форму подготовки газетных работников нельзя было считать полноценной. Жизнь требовала более серьезной подготовки специалистов с фундаментальным всесторонним образованием.

Становление и развитие центра журналистского образования в Киевском государственном университете пришлись на послевоенное время. Изначально целью подготовки журналистов было воспитание исполнителей воли партии с единственно правильным коммунистическим мировоззрением, и она подчинялась задачам идеологического влияния на население. В контексте этой политики после войны значительно увеличивается количество газет и журналов, а также их тиражи, растет их общественная роль. Полностью восстановлена и расширена сеть радиовещания, а с 1947 г. разворачивается движение за повсеместную радиофикацию страны. Заработали новые радиостанции, которые вели передачи круглосуточно на 70 языках народов СССР и 30 иностранных. С 1951 г. в Киеве начал действовать телецентр, третий в Советском Союзе. С его появлением открылись новые, до сих пор невиданные, возможности мощного влияния на общественное сознание. Новые задачи формирования советского человека, поставленные коммунистической партией перед СМИ, безусловно, влияли на характер подготовки журналистских кадров.

Первым шагом на пути к практическому решению кадровой проблемы в журналистике стало создание в 1947 г. на филологических факультетах 9 университетов Советского Союза (среди них — Киевского и Харьковского) отделений журналистики для подготовки литературных работников редакций газет, журналов и т. п. В Киевском и Ленинградском университетах дополнительно создали еще и аспирантуру по журналистке. Архивные документы свидетельствуют, что начало журналистскому образованию в КГУ положил приказ его ректора В. Бондарчука под № 225 от 23 мая 1947 г., изданный на основании соответствующего приказа МВО СССР. Согласно ему на филологическом факультете открывалась новая специальность — журналистика, а в течение текущего 1947—1948 учебного года предполагалось создание соответствующей кафедры журналистики. Контингент набора определялся в количестве 75 лиц. Оперативное руководство новосозданной специальностью поручили заведующему русским отделением филологического факультета. Обучение журналистов должно было продолжаться 5 лет.

Период становления отделения журналистики совпадает с новой, послевоенной, волной идеологического террора. Первые меры этой кампании были направлены против «гнилой» западной буржуазной культуры с конкретной сокрушительной критикой журналов «Звезда» и «Ленинград». Идеологические обвинения посыпались и на Украину, территория которой продолжительное время была оккупирована, а потому республика считалась зараженной «буржуазным» духом. Коммунистов Украины обвинили в неправильном отборе кадров и их недостаточной политико-идеологической подготовке в области науки, литературы, искусства, где «существует вражеская буржуазно-националистическая идеология» и «имеют место украинские националистические концепции». В то же время компартия нацеливала работников СМИ на формирование нового коммунистического мировоззрения, воспитание советского патриотизма и пролетарского интернационализма, призывала к борьбе против безыдейности и аполитичности.

На смену сталинской эпохе пришла хрущевская «оттепель» с ограниченной десталинизацией, неоднозначной гуманизацией и либерализацией общества, побудившая к действию новое поколение шестидесятников, которые существенно оживили национально-культурную жизнь духовно обескровленной республики. Потом — стремительное нарастание кризисных явлений, возрождение авторитарных форм правления и попыток реставрации сталинизма. Возобновление и усиление партийного диктата и идеологического прессинга, нарастающая всеобъемлющая русификация, «покосы» диссидентов и закрытые политические процессы — признаки времен «застоя». Горбачевская перестройка и компартийный путч ускорили крах советской системы и детища Сталина — Советского Союза. Политическим последствием этих событий для Украины стало провозглашение ее независимости. В контексте изменений стоит сказать и о весомом вкладе в процессы переломных общественных трансформаций, обретения украинской независимости ведущих украинских СМИ, в частности редакций газет «Литературна Україна», «Молодь України», «Вечерний Киев», Национального радио, других масс-медиа, которые возглавляли и основу коллективов которых составляли именно выпускники журфака Университета Шевченко.

Времена украинской независимости переформатировали медийное пространство, дали надежду на свободную и независимую журналистику, толчок развитию университетской системы подготовки журналистских кадров.

Но становление подготовки медийных кадров во времена независимости не стало и сегодня не является безоблачным. Несмотря на создание открытых миру научно-образовательных медийных площадок по всей Украине, невзирая на обнадеживающий процесс становления четвертой власти, свободных медиа в стране молодой демократии и свободы, под грузом тяжелого советского прошлого, с «искренними московскими друзьями», стараниями амбициозного, но частично научно неграмотного, политически незрелого и легкомысленного общественного медиа-сектора — медийное дело в Украине попало, к сожалению, в тиски партийно-олигархических группировок, став в значительной степени средством клановой политики. Падение профессиональной культуры, потеря в медиа интереса к системной подготовке кадров — ныне вызов профессиональному образованию. Фактически оно переведено в режим самовыживания. Его питает сотрудничество с международными профильными организациями, модернизация украинской системы образования в целом, запрос медиа-системы на усовершенствование и выход из кризиса.

Институт журналистики КНУ имени Тараса Шевченко дает ответы на вызовы времени. Ныне учебное подразделение ведущего университета страны — один из мощнейших украинских центров подготовки как традиционных журналистских кадров, так и издателей, рекламистов, пиарщиков, медиапродюсеров, режиссеров, сценаристов, звукорежиссеров, ведущих, теле- и кинооператоров. В аспирантуре и докторантуре подготовили сотни кандидатов и докторов наук в сфере как филологии, так и социальных коммуникаций. Фактически с 2007 года Институт журналистики стал «законодателем» в развитии методологических принципов и теории новой для Украины научной сферы «социальные коммуникации» и новой образовательной специальности «реклама и связи с общественностью». Всегда, теперь уже среди полусотни институтов, факультетов и кафедр журналистики, издательского дела, рекламы и т. п., Институт журналистики выступал и выступает действительно методическим и научным центром, организующим коллег из других университетов то в рамках научно-методической комиссии или подкомиссии, профессиональных или экспертных советов, то на базе спецсоветов, то на разных образовательных и научных мероприятиях, в рамках международных грантовых проектов, самыми удачными среди которых были программа по повышению квалификации преподавателей журналистики в институте повышения квалификации журналистов (Швеция), европейский проект по модернизации журналистских планов «ЖОРНА» под эгидой BBC, нынешний, можно сказать, мощнейший европейский проект по модернизации журналистского образования в Украине DESTIN, объединяющий по 10 университетов из Европы и Украины.

Есть надежда на становление в стране действительно независимых и свободных медиа, формирование самодовлеющей корпоративной системы, а как результат — и профессиональной медийной культуры, где найдется место и для университетов с их великой общественной миссией.

Владимир РИЗУН, директор Института журналистики; Юрий БОНДАРЬ, заведующий кафедрой социальных коммуникаций; Татьяна ВОВК, кандидат исторических наук.