Проект учрежден  общественной организацией «Центр международной безопасности» (ЦМБ) и Национальным институтом стратегических исследований в партнерстве с Министерством по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины при поддержке Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине в рамках проекта «Соседство Евросоюза».

Результаты исследования показали, что на Закарпатье особенно ощутима проблема с транспортной инфраструктурой. Положительный сдвиг — возобновление работы аэропорта в Ужгороде. Впрочем, это происходит в чрезвычайно упрощенном режиме и не обеспечивает связи Закарпатья с другими регионами Украины. Особенно плохое состояние покрытия на дорогах государственного значения.

В части внешнего влияния в регионе решающей является экономическая составляющая. Европа выделяет большие средства на ремонт дорог, оснащение КПП на границе, создание мусороперерабатывающей промышленности. Венгрия выделила деньги на строительство завода по переработке мусора. Построена первая линия предприятия. Впрочем, Киев уже полтора года затягивает документальное оформление проекта, что мешает его реализации. Выходит, что украинская власть препятствует эффективному использованию этих средств!

Подытоживая общерегиональные угрозы, исследователи отметили, что проблема заключается в низком уровне осведомленности населения, отсутствии коммуникации между гражданами и представителями власти. Как следствие — местными громадами тормозятся процессы реализации определенных инфраструктурных проектов. Так, к примеру, перспективным считается строительство воздушных электростанций, а население протестует против этого. Но самая большая угроза для непроинформированного общества — дезинформация и пропаганда.

Наиболее актуальные проблемы, дестабилизирующие ситуацию на Николаевщине и сдерживающие ее развитие, в целом совпадают с вызовами общенационального уровня. Речь идет об экономическом кризисе, неудовлетворительной экологической ситуации, состоянии транспортной инфраструктуры, распространении миграционных процессов, которые обескровливают человеческий потенциал региона. Украинцы активно выезжают на заработки, в поисках лучших условий и более высокого уровня оплаты труда. Даже среди работников АЭС в Южноукраинске достаточно популярна миграционная перспектива.

По территории области проходят нижние течения больших украинских рек — Днепра и Южного Буга. Впрочем, низкое качество очистных сооружений по всей протяженности их течений приводит к тому, что именно Николаевщина страдает от загрязнений, попадающих в воду в других регионах. Днепр вообще собирает загрязнения в трех странах — Российской Федерации, Республике Беларусь и Украине...

Одна из наиболее актуальных проблем для Одесщины — национальная политика государства (в частности, «языковой» закон и тема декоммунизации). Учитывая полинациональность населения региона, в общественных дискуссиях звучат определенные предостережения по поводу Закона «Об обеспечении функционирования украинского языка в качестве государственного» — значительная часть населения, особенно пожилых людей, не владеет государственным языком на необходимом уровне. Аналогичное отношение среди населения старшего возраста и к процессу декоммунизации — в частности из-за действий отдельных националистических организаций, что может вызвать обострение ситуации в общественно-политической плоскости.

Презентовав результаты исследования, участники проекта не только сформулировали рекомендации непосредственно по областям для решения региональных проблем, касающихся экологических, этнических и социальных аспектов, а также очертили круг конкретных мер, которые, по их мнению, должны улучшить ситуацию во избежание политической дестабилизации в Украине.

Соб. инф.