Сегодня очень многие родители хотят, чтобы их дети росли... гениями. Вот только смогут ли они создать такому ребенку надлежащие условия для самореализации?

Обычно отец и мать прилагают усилия, чтобы чадо как можно раньше научилось читать. И хотя такое умение не сделает из ребенка гения (даже талант не разовьется от умения читать), оно расширит возможности малыша воспринимать окружающий мир немножко более рационально с помощью самостоятельных шагов, связанных с пониманием прочитанного. Но не факт, что трехлетка, даже зная буквы, захочет читать книги. И это нормально!

Итак, родители задумали научить ребенка читать чуть раньше, чем в 5—6 лет. И не просто научить, а чтобы ребенок осознавал прочитанное. Что делать?

Первый путь — создать такие условия, в которых буквы станут частью жизни ребенка. Как кукла Катя, с которой дочка укладывается спать, или любимец сына динозавр Гоша. Малыш каждый раз слышит, как папа и мама называют игрушку, и невольно запоминает слова и названия. Он доверяет родителям и, даже в год-два, играет со всем, что предлагают взрослые. Так что заведите дома большие пластиковые буквы, выберите любую и начните с ней игру!

«Буква О пришла к тебе в гости. Давай подержим букву О на ладошке». Кладем О в ручку ребенка и одновременно рассказываем: «Положили букву О на ладошку. Чувствуешь, какая она теплая (холодная, твердая ... — в зависимости от ситуации)?».

Для взрослого это сказка, а для ребенка — реальность. Так, каждый день выполняя такие упражнения, взрослый учит малыша распознавать букву О. Только ее.

Как узнать, запомнил ли ребенок О? Можно предложить из многих букв выбрать именно О: «Солнышко, дай мне, пожалуйста, букву О. Я отнесу ее в гости к другой букве». Если ребенок выбирает правильно и раз, и два, и три среди букв, игрушек, карандашей и т. п., то он запомнил.

Повторять действия следует до тех пор, пока малыш не станет четко, самостоятельно, без подсказки (даже взглядом!) находить нужное. Так можно выучить все буквы азбуки. Но это может быть долгий процесс. И выполнять упражнение ребенку стоит, лишь когда он в хорошем настроении, полностью здоров и когда взрослый никуда не спешит. Это важно. Ведь только чувствуя тепло родителей, ребенок спокойно воспринимает информацию, даже не осознавая того, что его учат. Это просто игра! Просто общение. Просто запоминание. Такое же, как бы малыш запоминал, что вот ложка, это стульчик, а вот чашка. Мы естественным образом учим ребенка разговаривать, приучаем к вещам. Так же можно приучить к буквам. И они из непонятного мира взрослых переберутся в детский, станут неотъемлемой его частью. Как тот мишка, которого малыш берет на прогулку.

Когда ребенок уже будет знать несколько букв, из них можно складывать слоги и небольшие слова и тоже играть. К примеру — слово «дом». Взрослый собирает из букв слово, а малыш называет буквы. И так — пока ребенок не осознает, что именно означают эти три буквы. Или занесли в комнату кота и предложили малышу найти буквы, которые составляют слово «кот». Сложность только в том, чтобы взрослый держал в голове все буквы, которые знает ребенок.

Поделюсь и вторым вариантом, который сработал в моей практике. Помог нам «Букварь», изданный во Львове где-то в 1991 году. Большая книга, где стихи записаны по слогам. Садились с сыном, которому было немногим более года, и я ему читала, но только до тех пор, пока он слушал. Диалог приблизительно такой: «Читать?» — «Да». Читаю слоги. Но когда в ответ на «Читать?» сын говорил «Нет», я замолкала, и мы переключались на какую-то другую работу или игру. И больше за книжку не брались до следующего дня. В 4 года он спокойно читал и на украинском, и на русском.

Показала два алгоритма, которые могут помочь детям до трех-четырех лет освоить буквы. Есть еще множество вариантов. Но, по моему глубокому убеждению, чтению более рационально учить дома в тот момент, когда ребенок готов к такой работе, а не тогда, когда малыша привели на занятия вместе с другими детьми.

Фотоэтюд Сергея КОВАЛЬЧУКА.