Михаил Яковенко — один из немногих учителей, к которому приезжают  ученые из разных стран.

Фото автора.

Профессор Стэнфордского университета; руководитель лаборатории в Швейцарии с титулом лучшего физика-экспериментатора Европы, которая проводит опыты с использованием Большого адронного коллайдера; докторант Оксфорда — все они выпускники Винницкой физико-математической гимназии № 17. Физики их учил Михаил Яковенко. Во время приезда домой непременно посещают учителя. Многих ли педагогов в почтенном возрасте навещают бывшие воспитанники?

Рассказать об учителе Михаиле Яковенко предложила мать одного из его учеников — Оксана Дощин. Просил у нее, врача по специальности, контакты сына Артура, чтобы поделился впечатлениями от учебы в докторантуре в Оксфорде.

— Лучше напишите об учителе, давшем хорошие знания не только Артуру, — услышал в ответ от пани Оксаны. — Михаил Петрович педагог от Бога. Ему уже, наверное, 80. К таким в гости мало кто приходит. Разве что близкие родственники. А здесь другая ситуация. Артур, как только приезжает, находит время пойти к учителю. Знаю с его слов, что так же поступают кое-кто из других учеников.

Готовлю прибор для американского мальчика

Автору публикации несколько не повезло. За два дня до встречи с Михаилом Яковенко у него гостил Вячеслав Аккерман. Бывший ученик сейчас профессор в одном из самых рейтинговых вузов мира — Стэнфордском университете США. Более 80 (!) выпускников это учебного заведения являются лауреатами Нобелевской премии.

— Слава вчера уже уехал в Борисполь, на самолет, — рассказывает Михаил Петрович. — Если бы знать, что моей скромной персоной заинтересуется журналист... Я бы обязательно сообщил о своей встрече с таким учеником.

Гость из Америки приходил к учителю вместе с сыном. «Малый у него такой любознательный! — говорит Михаил Яковенко. — По всей вероятности, доминируют отцовские гены. Имя у мальчика двойное — Борис-Тодоро. Я запомнил. После общения с ним захотелось сделать ребенку подарок».

Михаил Петрович уже начал работу. На столе лежали отдельные детали. Говорит, из них сделает небольшой стенд. На прямоугольнике из пластика закрепит семь диодных лампочек. Столько цветов — столько и ламп. Чтобы они засветились, необходимо привести в действие небольшой двигатель. Это делается вручную. Процесс регулирования будет осуществляться благодаря небольшому реостату. В «цепи» поместит миллиамперметр для контроля.

— Я так обрадовался, что получу возможность передать сделанное в Америку! — говорит Михаил Петрович. — В гости поедет мать Вячеслава. Попрошу, чтобы передала необычную игрушку для внука. Думаю, мальчику понравится.

«Вы — мой большой друг...»

У учителя и его бывшего ученика Аккермана есть любимая тема разговора. Давно дискутируют, что важнее — процесс или конечный результат. Учителю больше по душе процесс. Речь идет о какой угодно работе. Говорит, во время процесса он постоянно совершенствует малейшие детали, чтобы добиться хорошего результата. От этого получает удовлетворение. Его ученик ощущал то же, но теперь у него другое мнение.

— Я всегда завидовал вашей героической преданности любимой работе, вашей любви к процессу творения, именно процессу, а не результату, — пишет в письме к Михаилу Яковенко профессор Аккерман. — Мечтаю так же, как и вы, любить свое дело.

Но мне этого не дано. Я тоже трудоголик. Однако работаю на результат без особой любви к самому процессу. Вообще не припоминаю, чтобы получал удовлетворение от процесса работы, как это было у меня в школе. Любить сам процесс — это, пожалуй, прекрасно! И это свойственно учителям 17-й! Особенно Вам, Михаил Петрович!

Есть в письме еще строки, согревающие душу учителя. «Вы мой большой друг и товарищ. Именно так, Михаил Петрович, несмотря на большую разницу в возрасте. Вы внесли большой вклад в мое становление как специалиста, человека, личности. И это — неопровержимо».

Письмо учитель хранит в книге, подаренной еще одной ученицей — Лесей Щуцкой (на снимке). На ней есть дарственная надпись: «Лучшему учителю, которого я только встречала, от благодарной ученицы».

Физика и... семечки

Леся Щуцкая, как и Вячеслав Аккерман, выпускники Московского физико-технического института.

— Запомните мои слова: Леся в будущем станет великим ученым, — говорит Михаил Яковенко. — Ее имя уже известно в мире физики. Но самый большой успех у нее еще впереди.

Талантливая виннитчанка профессор Швейцарского технического института в Лозанне удостоена высокого знака отличия Европейского физического общества. Она награждена премией молодого физика-экспериментатора. Такую награду вручают ученым, в возрасте младше 35 лет. Отмечен ее значительный вклад в экспериментальную деятельность в физике элементарных частиц. Исследование научный работник проводит с использованием Большого адронного коллайдера.

В ходе общения с журналистом пани Леся больше говорила об учителе, чем о себе.

— Неординарная, даже экстра неординарная личность, так бы я сказала о Михаиле Петровича, — говорит она. — Учитель воодушевлял нас своим увлечением физикой. Всегда имел что-то такое, чтобы в случае необходимости заткнуть нас за пояс в хорошем значении этого слова.

По словам собеседницы, он был очень внимателен к ученикам. Чувствовал настроение ребенка. Если вдохновение к учебе угасало, находил креативные методы. Не жалел времени для занятий. По крайней мере, пани Леся дополнительно получала уроки в выходные, а также во время каникул. Так же углубляли знания упомянутые Вячеслав Аккерман, Артур Дощин.

— Как-то летом мне больше хотелось на реку, чем садиться к столу решать задачи, — говорит женщина. — Выручили тогда семечки. Пакетик был с собой. Грызла их, и в таком же темпе шло решение задач. Каким же было мое удивление, когда перед следующим занятием учитель сам положил на стол пакет с семечками!

Бывшая ученица Яковенко утверждает, что такие истории готова рассказывать множество.

— Знаете, что говорили учителя родителям Леси в младших классах? — спрашивает Михаил Петрович. — Что у них дочь не понимает даже простых вещей, отстает от других в учебе.

В 2003 году Леся Щуцкая стала первой в независимой Украине девушкой, получившей бронзовую медаль на Международной олимпиаде по физике.

«Есть ли кто-то сильнее тебя?»

На Артура Дощина, еще одного своего ученика, учитель сердился, хоть среди других тот отличался любовью к физике. Стал больше внимания ему уделять. Со временем оказалось, что Артур дополнительно занимается еще и математикой, учит английский. Принимает участие во многих олимпиадах — от городских до республиканских.

— Артур, у тебя большие задатки физика, сосредоточься на этом предмете, — так я говорил своему ученику. — Видел, как он разрывается, много работает, у него не было времени даже в гору глянуть. Мальчик умный, интересная творческая натура.

Ставил перед собой цель — и настойчиво шел к ней. Даже тогда, когда определился, что пойдет на экономиста, все равно приходил ко мне на дополнительные занятия по физике. Диплом бакалавра получил в Киево-Могилянской академии. Дальше продолжил учебу в Копенгагене в школе бизнеса. Его мечтой было получение образования в топ-университете мирового уровня. И он добился своего — окончил Оксфордский университет. Потом докторантуру при этом же вузе. Сейчас готовится к защите докторской.

— Как-то Артур приехал домой и позвонил прямо с вокзала, — рассказывает Михаил Петрович. — Говорю ему, езжай сначала к родителям. Потом во время встречи спросил у него: «Артур, а там, в Англии в университете, есть сильнее тебя?» Он ответил: «Есть, Михаил Петрович. В Киеве у студентов знания слабее, чем в Оксфорде».

Несколько тезисов о воспитании от Михаила Яковенко:

— С учениками надо быть, как с друзьями. Когда я слышу слова наподобие: «Делай, это завуч тебе говорит или директор говорит!», мне стыдно становится за таких руководителей. При чем здесь должность? С учеником разговаривает человек, его оценивают не по табличке на дверях кабинета, а по человечности.

— Очень много нераскрытых талантов у детей именно по вине учителей. Хочется учить всех одинаково, но нельзя проглядеть талант. Потому что это большой грех для учителя. С талантливыми учениками — индивидуальная работа. Я дополнительно работал именно с теми, кто больше знал.

— То, что ученик сам найдет, то бесценное. Когда он самостоятельно, без принуждения, углубляется в материал, то очень важно.

— С учениками надо очень осторожно. Ни в коем случае нельзя обидеть.  Каким бы он ни был — нельзя. Меня в детстве обидел учитель. Эта обида осталась на всю жизнь. Таких учителей нельзя допускать к работе с детьми.

Винница.

Комментарий

Юрий ПАСИХОВ, Народный учитель Украины, заместитель директора Винницкой физико-математической гимназии № 17 (на снимке):

— Михаил Яковенко незаурядная, скромная личность. Я лично приглашал его на работу в нашу гимназию. Имел честь работать с ним. Правда, не все его понимали. Однако это не преуменьшает заслуг Михаила Петровича. Его ученица Леся Щуцкая стала первой девушкой в независимой Украине, получившей медаль на Международной олимпиаде по физике. Ее наставника Михаила Яковенко удостоили звания «Заслуженный учитель Украины».
В целом я насчитал 180 выпускников нашей школы, которые в настоящее время работают в престижных мировых компаниях или рейтинговых вузах по всему миру.