Родители во время собрания в Малинской ООШ № 2 І—ІІІ ступеней.

Фото автора.

Социальные сети пестреют сообщениями о том, что с начала следующего учебного года в детсадах Малина планируют закрыть все логопедические группы, создав при отделе образования исполкома горсовета логопедический пункт.

Письмо с протестом против реорганизации за подписью 23 родителей, дети которых посещают логопедическую группу в ДУЗ № 8 «Ялинка», было направлено Малинскому городскому голове Алексею Шостаку и начальнику отдела образования исполкома городского совета Николаю Шеренку. Вот о чем в нем говорится: «Среднюю логопедическую группу нашего сада посещают дети с тяжелыми речевыми и психологическими нарушениями, в частности дети с инвалидностью. Именно в условиях работы логопедической группы они получают комплексную квалифицированную помощь специалистов. Благодаря постоянным занятиям с учителем-логопедом и воспитателями... есть шанс, что дети пойдут в школу подготовленными, и никто не будет над ними смеяться и издеваться из-за дефектов речи. В условиях логопункта, который планируется создать в детсаде, учитель-логопед будет работать более чем с 50 детьми. При большом количестве детей с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи. — Авт.) и ОНР (общим недоразвитием речи. — Авт.) одному учителю-логопеду решить проблему полной коррекции тяжелых речевых нарушений практически невозможно. Нам предлагают обучение в коррекционной группе Центра развития ребенка «Сонечко» и в инклюзивных группах. Но смогут ли нас принять в ЦРР? Да и добираться туда... неудобно, а для многих и невозможно».

В Малине логопедические группы действуют в шести из девяти ДУЗ. Они доказали свою эффективность. Инклюзивная система образования (при отсутствии в обычном саду дефектолога и других специалистов) пока не способна обеспечить таким малышам надлежащий уровень знаний и социальную адаптацию, считают родители. Из-за материальных проблем и необходимости ежедневно работать у них нет возможности платить частным логопедам 100—200 гривен в час или водить детей на дополнительные занятия в инклюзивно-ресурсный центр. В логопедических группах, где обычно по 12 деток, они получают эти услуги за счет государства. Поэтому власти просто хотят сэкономить!

Неразумно экспериментировать на детях, считает заведующая ДУЗ «Ялинка» Светлана Теремта. «Наш сад посещают более 200 деток, — объясняет она. — Действуют две логопедические группы, которые посещают 26 деток с нарушениями речи, а также с психическими расстройствами. Работа с ними ответственная и непростая. Поэтому областная психолого-педагогическая комиссия должна заниматься с этой категорией деток вплоть до начала их обучения в школе. Такие «нововведения», которые в области планирует ввести почему-то только один Малин, шокируют».

— Наш отдел не инициировал закрытие логопедических групп, — оправдывается начальник отдела образования исполкома городского совета Николай Шеренок. — Наоборот, понимая важность и необходимость, мы готовим письмо-ходатайство с соответствующими расчетами на ближайшую сессию горсовета относительно открытия на базе всех ДУЗ логопедических групп, где до этого их не было.

Между тем отдел образования своим приказом за подписью его начальника Николая Шеренка от 29 мая 2019 года «с целью качественного формирования сети групп в УДО города на 2019—2020 учебный год» рекомендовал: «предупредить учителей-логопедов, имеющих специальное образование, о возможных изменениях условий труда с 1 сентября 2019 года в связи с переводом в логопедический пункт отдела образования; выделить помещение и начать его оборудование для работы учителя-логопеда; проанализировать контингент детей дошкольного возраста с нарушениями речи 2013—2015 годов рождения».

Оказывается, этот вопрос рассматривался в горсовете еще с нового года. Он был внесен и в комплексную Программу развития сферы образования Малина. Еще тогда, изучив и детально обсудив качество предоставления образовательных услуг детям, нуждающимся в коррекции речи, было предложено оставить в сети учебных заведений логопедические группы, ведь увеличение количества детей до 25—30 не обеспечит надлежащего качества работы.

Еще один вопрос, который возмутил малинчан, — это вероятная реорганизация городской ООШ № 2 І—ІІІ ступеней в академический лицей. Эта тема доминировала во время недавней встречи почти трех десятков родителей ООШ № 2 с заместителем директора этого учебного заведения Светланой Янковой.

Поводом для встречи стало сообщение в соцсети: «Уважаемые родители, нашу школу хотят реформировать, оставив только старшие классы — с 10-го по 12-й. Начальную школу планируют перевести в школу-лицей № 1, а учеников 9-х классов пока неизвестно куда».

Еще 18 июня профсоюз школы и родительский комитет обратились с официальными письмами в горотдел образования и к городскому голове Алексею Шостаку для получения объяснений. Пришел письменный ответ за подписью Николая Шеренка с напоминанием об утвержденном правительством Плане мероприятий на 2017—2029 годы по внедрению Концепции реализации государственной политики в сфере реформирования общего среднего образования «Новая украинская школа». Как утверждает Николай Шеренок: «По состоянию на 20 июня 2019 года не принято ни одного управленческого решения Малинского горсовета, отдела образования относительно какой-либо реорганизации учебных заведений в 2019 году». Более того, исполкомом горсовета принято решение «об утверждении сети учреждений общего среднего образования на 2019—2010 учебный год, в котором отсутствуют пункты о реорганизации учебных заведений». Поэтому информация о проведении реорганизации ООШ города в 2019 году — это только разговоры. В конце коллективу школы рекомендуют «разработать проект перспективного плана развития учреждения общего среднего образования, учитывая весь потенциал ООШ».

В беседе с родителями Светлана Янкова отметила:

— Наша школа не имеет надлежащей материально-технической базы для организации обучения учащихся 10—12-х классов, также нет и четкого плана, стратегии, чтобы обучать таких учеников. Кроме того, в заведении сильные учителя младших классов и весомые успехи их воспитанников, которые просто так «развеять» не можем. В начальной школе у нас наполняемость классов 30—31 ребенок, при норме 25. Более 27 детей не разрешает набирать отдел образования, потому что согласно нормативным образовательным положениям класс, где учится 28 детей, должен быть разделен на подгруппы по определенному профилю. Да и работа учителей в группах будет оплачиваться. Существенным минусом является индивидуальное обучение, потому что в школе учится много деток с нарушениями развития дома, а оплата труда учителям с ними осуществляется по замене. Поэтому, очевидно, в отделе образования решили, что здесь стоит «урезать», экономя на детях. Кстати, ООШ № 2 — первая в городе школа, которая ввела обучение больных деток в обычном классе, чтобы они полноценно развивались и общались с ровесниками.

По словам Светланы Янковой, у них одна из наибольших наполняемостей классов в Малине. Ныне в 23 классах школы обучается 598 учеников. Однако когда недавно одна из бабушек пошла в отдел образования, чтобы устроить в школу внучку, ей сказали: «А зачем вам ООШ № 2? Там скоро не будет 1-го класса...»

А еще педагог вспомнила факт, когда учителя два месяца оставались без зарплат.

Родители, обеспокоенные возможными изменениями, интересовались: «А почему под такой эксперимент попала именно их школа?», «Почему бы для обучения ученикам не выделить одно из помещений школы-лицея?», «Что будет с учителями и их дальнейшим трудоустройством?». Если проекты таких реформ уже обсуждают, то рано или поздно воплотят в жизнь. Было бы хорошо, если бы при этом учитывали мнение школьного сообщества и педагогов.

Житомирская область.

P. S. Когда материал готовился к печати, поступило сообщение, что на сессии городского совета приняли решение открыть логопункты в детских садах, а в остальных дошкольных заведениях, в которых не было логопунктов, будут работать логопеды.