Леонид Губерский — Герой Украины, академик Национальной академии наук Украины, ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

КНУ имени Тараса Шевченко — 185

«Польза, честь и слава»... Три слова, три понятия, три правила жизни, которые определяют направление движения, смысл существования, логику действий Киевского национального университета имени Тараса Шевченко на протяжении вот уже 185 лет. К сожалению, сегодня в украинском обществе эти понятия существенно девальвированы. Работать с пользой для сообщества, беречь свою личную и корпоративную честь, приумножать славу своего народа и страны... У многих наших современников призыв следовать таким ценностям вызовет разве что ироническую улыбку или идиллические воспоминания о «давно прошедших временах», которые не имеют ничего общего с динамической современностью, требующей абсолютно иных моральных принципов и ориентиров. Однако история нашего университета доказывает обратное — смена эпох, политических и социальных систем, калейдоскоп модных лозунгов остаются бессильными перед ценностным фундаментом университета, который незыблемой скалой возвышается над быстротечной рекой времени.

Ведущая роль в украинском современном нациестроительстве

Созданный указом тогдашнего российского императора Николая І, Киевский университет, вопреки монаршим ожиданием, сыграл одну из ведущих ролей в украинском современном нациестроительстве, а служение в пользу империи изменил на служение в пользу собственного народа. В стенах нашего университета раскрылся гений Михаила Максимовича, здесь родились пылкие декларации Кирилло-Мефодиевцев, звучала поэзия Тараса Шевченко, формировалось мировоззрение Михаила Драгоманова и Владимира Антоновича, в его аудиториях росли Михаил Грушевский и Николай Михновский, закаливали свой талант Николай Зеров, Максим Рыльский, Василий Симоненко... Навеки запечатлели свои имена на скрижалях мировой науки известные университетские воспитанники и ученые: Иван Лучицкий, Владимир Пискорский, Федор Фортинский, Юлиан Кулаковский, Алексей Гиляров, Дмитрий Чижевский, Константин Неволин, Александр Кистяковский, Михаил Ващенко-Захарченко, Дмитрий Граве, Отто Шмидт, Николай Боголюбов, Николай Шиллер, Сергей Реформатский, Анатолий Пилипенко, Павел Тутковский, Иван Шмальгаузен, Карл Кесслер, Борис Мазурмович, Александр Палладин, Владимир Бец, Николай Стражеско, Сергей Навашин, Михаил Кравчук, Виктор Глушков, сотни и тысячи выдающихся личностей, которые шаг за шагом создавали современную Украину, ее научную и образовательную традицию, ее интеллектуальное и общественное лицо. Все они — частички Киевского университета, все пронесли через свои судьбы университетский девиз, его ценностный императив: «Польза, честь и слава».

У Киевского университета — удивительная история. Пожалуй, в мире найдется немного университетов, которые до своего открытия прошли путь длиной почти в два века, которые были бы закрыты через четыре года после торжественного открытия, которые бы пережили два десятка кардинальных реорганизаций, ряд восстаний и революций, две мировые войны и эвакуации, несколько больших волн эмиграции профессоров, массовые репрессии и идеологическое давление. И в то же время сумели бы из маленького, разбросанного по арендованным домам Киева вчерашнего лицея вырасти до ведущего университета независимого государства с уважаемыми научными школами, оригинальными образовательными традициями, богатыми музейными коллекциями, мощной материально-технической базой, широкими международными связями и мировым признанием.

С середины ХVІІ до 30-х гг. ХІХ в. насчитывается, ни много ни мало, одиннадцать попыток украинских общественных элит добиться открытия университета в Киеве. И, по иронии судьбы, только во времена одного из наиболее реакционных российских монархов, на волне подавления польского восстания начала 1830-х гг., Киев, ценой ликвидации Кременецкого лицея и закрытия Виленского университета получает такой желанный и выстраданный собственный университет. Можно с полной уверенностью утверждать, что первые три десятилетия в истории нашего университета были годами становления и балансированием между «быть и не быть». Спроектированный императорской властью как опора монархии на пути реализации ее идеи формирования монолитной российской политической нации, базирующейся на верности царю, православной церкви и единой «народности», университет трансформировался в постоянный источник волнения, интеллектуального и политического сопротивления, продуцента общественных дискуссий, генератора революционных идей. Разоблачение польских национальных обществ в конце 1830-х гг., разгром Кирилло-Мефодиевцев в 1847 г., масштабная деятельность «громадовцев» в начале 1860-х гг., активность в польском восстании в 1863 г. ставили Киевский университет на грань ликвидации, а одновременно поднимали его общественное значение, превращали в ключевого творца отечественной истории. С тех пор Киев уже невозможно было представить без университета, а потенциал древнего города и его главного учебного заведения начинают стремительно расти.

Новый либеральный университетский устав 1863 г. существенно расширил автономию высших учебных заведений, что способствовало оживлению работы Киевского университета. Количество кафедр в нем увеличилась с 37 до 52, был расширен преподавательский штат. При университете насчитывалось 45 учебно-вспомогательных учреждений: 2 библиотеки (научная и студенческая), 2 обсерватории (астрономическая и метеорологическая), ботанический сад, 4 факультетские клиники, 3 госпитальные клиники, 2 клинических отделения при городской больнице, анатомический театр, 9 лабораторий и 21 кабинет. На работу в Киев пригласили 90 ведущих ученых из российских, немецких, австрийских университетов, а с 1864 г. при факультетах начали оставлять талантливых выпускников, которых готовили к защите докторатов и получению профессорских званий.

Благодаря реформам Киевский университет превратился в крупный научно-образовательный центр не только Российской империи, но и всей Европы. Наряду с повседневной педагогической работой его преподаватели становились организаторами всемирно известных научных обществ: естествоиспытателей, хирургического, физико-математического, химического, исторического (Общество Нестора-Летописца) и др. В своей научной деятельности профессора университета тесно сотрудничали с зарубежными научными центрами и выдающимися учеными мира. Широко практиковались заграничные научные командировки, публикации трудов в иностранных журналах и т. п. Одной из форм интеллектуальных связей было избрание выдающихся ученых и деятелей культуры почетными членами университета. Среди них следует вспомнить Ф. Палацкого, А. Бутлерова, Г. Бари, Д. Менделеева, П. Тета, Ф. Биддера, Л. Толстого, В. Кюне, Л. фон Ранке, К. Нотнагеля, М. Петтенкофера, Г. Кирхгоффа, М. Шевреля, Л. Пастера, И. Мечникова идр.

Борьба за независимость

Активная просветительская работа «громадовцев» в стенах Киевского университета в течение 80-х гг. ХІХ ст. способствовала национальному возрождению в среде молодой украинской интеллигенции. Летом 1891 г. на могиле Т. Шевченко в Каневе группа молодых украинцев, среди которых были и студенты Университета св. Владимира, создала «Братство Тарасовцев».

Организация наряду с традиционными просветительско-культурными требованиями откровенно задекларировала необходимость бороться за независимость Украины «соборної, самостійної і неподільної, від Сяну по Кубань, від Карпат по Кавказ».

Радикальные требования студенческой молодежи подбадривали старшее поколение интеллигенции. Поэтому во время первой российской революции она затронула проблему украинизации высшего образования в регионе, поставив вопрос об открытии в Киевском университете кафедр «украинского языка, литературы, истории, этнографии и права обычного, с преподаванием этих предметов на украинском же языке». В поддержку открытия украиноведческих кафедр студенты университета собрали 1430 подписей, и только свертывание революционных процессов не позволило достичь желаемой цели.

Первая мировая война серьезно дезорганизовала образовательный процесс. Многие студенты оказались в действующей армии, медицинские клиники университета частично превратились в военные госпитали, а ряд лабораторий, в связи с возможной угрозой оккупации Киева немецкими и австро-венгерскими войсками, в 1915 г. эвакуировались вглубь империи в Саратов.

Только осенью 1916 г., после стабилизации фронта, университет вернулся в Киев. Переезды нанесли серьезный ущерб лабораториям, кабинетам и музейным коллекциям университета. В таком дезорганизованном состоянии университет застал время революций, которые в Украине вылились в борьбу за культурное и национальное возрождения и создание собственного независимого государства.

После ликвидации самодержавия в феврале 1917 г. требования украинского студенчества и преподавателей, связанные с открытием украиноведческих кафедр и внедрением украинского языка преподавания, заставили новую власть в Петрограде пойти на определенные уступки. 27 июня 1917 г. Министерство народного образования разработало положение об открытии в Университете св. Владимира четырех украиноведческих кафедр: украинского языка, литературы, истории и истории западно-русского права. 5 сентября 1917 г. соответствующее представление министерство направило Временному правительству. 19 сентября 1917 г. правительство приняло постановление о создании указанных кафедр в Киевском университете. 30 сентября 1917 г. руководство университета распорядилось в течение трех месяцев провести подготовительную работу и конкурс на замещение должностей для украиноведческих кафедр. Однако в январе 1918 г., когда истек трехмесячный срок, политические события, развернувшиеся в Украине, оттеснили на задний план академические проблемы.

С созданием в Киеве Центральной Рады в марте 1917 г. десятки преподавателей и сотни студентов Университета св. Владимира приняли активное участие в борьбе за независимость Родины.

Наиболее героической страницей этой борьбы стал подвиг студентов под Крутами. В начале января 1918 г. на призыв лидеров УНР свыше 300 киевских студентов и гимназистов объединились в студенческий курень. Первая сотня добровольцев (130 человек) вела тяжелые оборонительные бои, защищая 29 января 1918 г. важный железнодорожный узел — станцию Круты на Черниговщине — и сдерживая наступление российских большевистских частей на Киев. В трагическом бою под Крутами студенты потеряли 12 человек убитыми и 40 ранеными, 27 пленных студентов были замучены красногвардейцами. 

В период существования Украинского государства гетмана П. Скоропадского Университет св. Владимира получил официальный статус российского университета Киева. Рядом с ним в июле 1918 г. был создан Киевский украинский государственный университет. После занятия Киева большевиками в феврале 1919 г. оба университета объединили в один Киевский университет.

Окончательное установление советской власти в Украине в 1920 г. обозначилось значительными реформами в сфере образования, направленными на профессионализацию высшей школы, ликвидацию сугубо теоретической подготовки, расширение сети и структуры вузов.

Оригинальная система высшего образования, созданная в течение 1920-х гг. в УССР, опиралась на «материальный» подход, предусматривающий исключительно практическую подготовку специалистов с четкой профессиональной направленностью.

В 1920 г. Киевский университет, как и другие университеты Советской Украины, был расформирован. На базе медицинского факультета организовали отдельный Медицинский институт, юридический факультет передали Институту народного хозяйства, из историко-филологического, физико-математического и естественного факультетов, Киевского учительского института и Киевских высших женских курсов создали Высший институт народного образования имени Михаила Драгоманова (с 1926 г. — Киевский институт народного образования) и Педагогический институт.

Благодаря этим изменениям высшее образование стало доступным для самых бедных слоев населения, учебное заведение было частично украинизировано (украинцы составляли свыше 65% студентов, а большинство учебных дисциплин преподавались на украинском языке) и в течение короткого времени удалось подготовить значительное количество специалистов для сферы образования сферы и народного хозяйства.

С другой стороны, реорганизация университета привела к распылению научных сил, снижению уровня подготовки выпускников и сокращению фундаментальных исследований, разрушению всемирно известных научных школ.

Увековечение памяти Тараса Шевченко

В начале 1930-х гг. стала очевидной несостоятельность «переформированных» в Институты народного образования университетов обеспечить надлежащую подготовку квалифицированных специалистов, поэтому было принято решение вернуться к системе классических университетов.

Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 19 сентября 1932 г. Народный комиссариат образования и Совет народных комиссаров УССР обязали прекратить эксперименты над высшим образованием и восстановить университеты на территории Советской Украины. Путь к повторному открытию университета в Киеве был свободен. 10 марта 1933 г. Совет народных комиссаров УССР принимает постановление «Об организации на Украине государственных университетов», которым наряду с Харьковским, Одесским и Днепропетровским было предусмотрено восстановление университета в Киеве «с нового 1933/1934 учебного года».

Находясь в тяжелых материальных условиях, подвергаясь постоянным преследованиям и репрессиям по абсурдным обвинениям, преподаватели Киевского государственного университета в течение 1930-х гг. сумели восстановить полноценное классическое университетское образование. В составе университета открывались новые кафедры, создавались новые факультеты. В 1938 г. их было уже восемь: физико-математический, исторический, филологический, химический, геолого-географический, биологический, юридический и иностранных языков.

Восстановленный Киевский государственный университет в течение первого года своего существования не носил никакого имени. В начале 1939 г. коллектив университета обратился к правительству с ходатайством о присвоении Киевскому государственному университету имени Тараса Шевченко. А уже 5 марта 1939 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин подписал Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увековечении памяти поэта Т. Г. Шевченко в связи с 125-летием со дня его рождения», вторым пунктом которого объявлялось: «Присвоить имя Т. Г. Шевченко государственному Киевскому университету».

На следующий день, 
6 марта 1939 г., в парке напротив главного университетского корпуса был торжественно открыт памятник Тарасу Григорьевичу. 

Так Тарас Шевченко символически занял место своего бывшего гонителя императора Николая І, который своим распоряжением о многолетнем заключении поэта оторвал его от университетской жизни. Шевченко вернулся в университет своим именем и своим непокоренным духом.

Накануне Второй мировой войны Киевский университет был одним из мощнейших высших учебных заведений СССР и по научно-педагогическому потенциалу занимал третье место среди советских университетов. В нем училось 4 тысячи студентов. На 52 кафедрах работало свыше 300 профессоров, доцентов, преподавателей, из которых было 8 академиков и 6 членов-корреспондентов АН УССР, 24 доктора и 65 кандидатов наук. Через аспирантуру университет готовил кадры молодых специалистов высшей квалификации по 43 специальностям.

Однако на пути дальнейшего развития университета стала война. Летом 1941 г. Киевский университет пережил вторую в своей истории эвакуацию. Большинство студентов ушли на фронт, а значительная часть преподавателей и главное университетское имущество было вывезено в казахстанский город Кзыл-Орда, где часть студентов и преподавателей учились и работали вместе с коллегами из Харьковского государственного университета в составе Объединенного украинского государственного университета.

Одновременно с этим имели место попытки наладить работу университета и в оккупированном нацистами Киеве. Однако вскоре гитлеровцы закрыли университет, многих преподавателей репрессировали, студентов забрали на принудительные работы, а лаборатории, музеи и библиотеки университета разграбили.

Во время боев за Киев в октябре-ноябре 1943 г. университет подвергся непоправимым разрушениям и потерям. Только стоимость утраченного лабораторного оборудования достигла 50 млн руб.

Возрождение

Несмотря на колоссальные убытки, в течение послевоенных десятилетий главному университету Украины удалось не только восстановить утраченный потенциал, но и серьезно его усилить. Сразу же после освобождения Киева от нацистов началось возрождение университета. Студенты и преподаватели собственными силами отстроили гуманитарный и химический корпусы, и уже 15 января 1944 г. возобновили занятия на старших курсах, а с 1 февраля — и на первом.

Летом 1944 г. из Кзыл-Орды вернулась киевская группа Объединенного украинского государственного университета в составе 146 студентов, 3 профессоров, 7 доцентов и 11 преподавателей. В 1944—1945 учебном году в университет было зачислено почти 1,5 тыс. юношей и девушек, а через год к ним присоединилось еще 2 тыс. студентов. Удалось восстановить работу 80 кафедр, на которых работали 290 профессоров, доцентов и преподавателей.

В 1946 г. в Киевском государственном университете уже училось более 3800 студентов, работали 357 профессоров, доцентов и преподавателей. В конце 1940-х гг. университет по объему работ достиг довоенного уровня.

Особенно быстро начал развиваться университет в 1950-х гг. после смерти И. Сталина и относительной либерализации общественных отношений в Советском Союзе. 

До 1958 г. в Киевском государственном университете уже было 11 факультетов, функционировала 81 кафедра, работали 800 профессоров, доцентов, преподавателей и научных сотрудников, обучались почти 10 тыс. студентов. 

В течение 1959—1984 гг. университет подготовил 70 тыс. специалистов для разных отраслей народного хозяйства, науки, образования и культуры.

Развертывание демократизационных процессов в СССР с середины 1980-х гг. оживило общественную жизнь в университете. В среде студентов и преподавателей начинают появляться оппозиционные группы: Общество украинского языка, Украинский студенческий союз, экологическая организация «Зеленый мир», ячейка Народного руха Украины и т. п. Активная гражданская позиция студентов Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко ярко проявилась в 1990-х гг., когда студенчество массово включилось в борьбу за демократические идеалы и получение Украиной независимости. 

После 1991 г. статус Киевского университета как главного высшее учебного заведения государства кардинально изменился. 1 апреля 1994 г. Указом Президента Украины Л. Кравчука № 176/94 университету был предоставлен статус «национальный», а 25 ноября 1999 г. новым Указом Президента Украины Л. Кучмы № 1496/99 автономный статус университета существенно расширен. 5 мая 2008 г. издан Указ Президента Украины В. Ющенко № 412/2008, которым предусмотрено превращение университета в главный учебно-научный центр Украины по подготовке научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. 29 июля 2009 г. постановлением Кабинета Министров Украины № 795 университету был предоставлен статус самоуправляющегося (автономного) исследовательского национального высшего учебного заведения, предусмотрено усиленное финансирование программ перспективного развития университета, а 8 июля 2013 г. Указом Президента Украины Киевский университет назван «главным учебно-научным центром Украины по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации», определены меры по поддержке основных университетских научных, учебных и социальных программ.

Европейские стремления нашли яркое отображение во время Революции Достоинства 2013—2014 гг., когда университетская громада приняла активное участие в событиях на Майдане. Необъявленная война на востоке, аннексия и оккупация Крыма вызвали в университете мощное волонтерское движение, в котором объединились представители всех слоев нашего академического сообщества.

Принятие нового закона Украины «О высшем образовании» открыло перед университетом новые возможности, но, вместе с тем, возложило на наш коллектив важные стратегические задачи по формированию национальной элиты Украины, подготовке высококвалифицированных кадров для научных, образовательных и производственных учреждений, содействию интеграции Украины в мировое экономическое пространство как равноправного партнера, выработке рекомендаций органам государственной власти для принятия эффективных управленческих решений в процессе реагирования на экономические, военные, политические, экологические, социальные вызовы.

Классическое учреждение высшего образования

Сегодня Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко является многоотраслевым классическим учреждением высшего образования, национальным достоянием образования, науки и культуры, который по результатам своей деятельности получил общегосударственное и международное признание как ведущий образовательный, научный и экспертный центр Украины.

Подтверждением высоких достижений университетского сообщества являются: 

1) высокие места в общем и предметном World University Rankings компании QS (Великобритания); первое место среди украинских университетов в региональном рейтинге и вхождение в ТОП-500 рейтинга трудоустройства от этой же компании;
2) присутствие в Шанхайском рейтинге университетов мира (Китай) и в общем и предметном рейтингах Times Higher Education (Великобритания);
3) единственный из украинских вузов наш университет рейтингируется во влиятельном образовательном ресурсе США 
U. S. News and World Report Global Education;
4) один из двух украинских университетов, которые рейтингируется во влиятельном ближневосточном рейтинге Центра мировых университетских рейтингов (CWUR 2019—2020);
5) лучшие среди украинских университетов показатели публикационной активности (16711 публикаций в научно-метрической базе Scopus; индекс Хирша равен 90);
6) мощный преподавательский состав — в образовательном процессе принимают участие (в том числе по совместительству и через Отделение целевой подготовки НАН Украины) 2842 преподавателя, среди которых 99 — академиков и членов-корреспондентов НАН Украины и отраслевых академий наук, свыше 650 докторов наук и 1760 кандидатов наук;
7) широкий спектр образовательных услуг (по 59 специальностям 25 отраслей знаний обучается более 27,8 тыс. человек);
8) наибольшие среди украинских университетов объемы научных исследований.

На сегодняшний день образовательный процесс и научно-исследовательскую деятельность в университете обеспечивают:

— 14 факультетов: географический; экономический; информационных технологий; исторический; компьютерных наук и кибернетики; механико-математический; психологии; радиофизики, электроники и компьютерных систем; социологии; физический; философский; химический; юридический; факультет военной подготовки Военного института;
— 7 учебных институтов: высоких технологий; журналистики; международных отношений; филологии; военный; управления государственной охраны Украины; последипломного образования;
— Учебно-научный центр «Институт биологии и медицины»;
— Учебно-научный институт «Институт геологии»;
— Колледж геологоразведочных технологий, оптико-механичный колледж;
— подготовительное отделение;
— Украинский физико-математический лицей;
— астрономическая обсерватория, ботанический сад, Каневский природный заповедник.

Инновационную составляющую деятельности факультетам и институтам помогает реализовать Научный парк.

Сегодня по всем образовательно-квалификационным, образовательным, научно-образовательным и научным уровням высшего образования (6—10 уровни Национальной рамки квалификаций Украины) в университете учится более 27,8 тыс. человек:

— свыше 900 — по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста; 
— почти 17900 — по образовательному уровню (степени) бакалавра;
— свыше 400 — по образовательно-квалификационному уровню специалиста (второе высшее образование);
— свыше 7500 — по образовательному уровню (степени) магистра;
— 1139 — по образовательно-научному уровню (степени) доктора философии, в аспирантуре и адъюнктуре;
— 74 — в докторантуре.

Образовательные, образовательно-профессиональные, образовательно-научные та научные программы подготовки факультетов и институтов университета направлены на:

1) получение учащимися степени высшего образования на 7—10 уровнях Национальной рамки квалификаций:
— бакалавр — по 48 специальностям 22 отраслей знаний;
— специалист — по 30 специальностям 14 отраслей знаний;
— магистр — по 46 специальностям 21 отрасли знаний;
— доктор философии и доктор наук — по 40 специальностям 15 отраслей знаний.
2) повышение слушателями квалификации (образовательной и/или профессиональной) в рамках того же уровня Национальной рамки квалификаций. Образовательно-профессиональные программы колледжей университета направлены на получение учащимися квалификации младшего специалиста (по 14 специальностям 11 отраслей знаний), а образовательные программы подготовительного отделения — на подготовку слушателей (граждан Украины и граждан других государств) к обучению по соответствующему уровню высшего образования. Учащиеся Украинского физико-математического лицея получают полное среднее образование по профилям: физика, математика, химия. В целом (по всем уровням) в университете лицензировано 59 специальностей по 25 отраслям знаний. Это лучшее подтверждение того, что Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко предоставляет самые широкие в Украине возможности получения высшего образования и может проводить научные исследования почти по всем направлениям.

Учитывая мировые тенденции, приоритетными направлениями деятельности университета на средне- и долгосрочную перспективу являются: развитие естественных, физико-математических исследований, исследований о Земле, гуманитарных, социальных, поведенческих, экономических, юридических, технологических, художественных, медицинских наук, формирование широкого кругозора соискателей образования в соответствии с современными тенденциями развития информационного общества и утверждение национальных, культурных и общечеловеческих ценностей как важной предпосылки развития государства.

Сегодня университет твердо стоит на фундаменте своих ценностных ориентиров, определенных нашим девизом. Работая в пользу государства и его народа, ради чести своего имени и во славу прошлых, современных и будущих поколений, мы уверенно смотрим в будущее, твердо убеждены в том, что никакие геополитические потрясения, никакие мировоззренческие изменения не разрушат нашего решительного продвижения вперед, не повредят наш фундамент. Мы верим в то, что Киевский университет был, есть и будет основным генератором прогрессивных идей в Украине, двигателем ее общественного развития, источником ее наиболее значимых научных открытий. Наша вера основана на 185-летнем историческом опыте, глубокой гуманистической традиции и непревзойденной способности наших людей к положительному, творческому труду на ПОЛЬЗУ, ЧЕСТЬ И СЛАВУ нашей Родины.