На снимке: в октябре прошлого года группа «титушек» изувечила микроавтобусы сумских перевозчиков. 

Фото: sts.sumy.ua

В последнее время противостояние зашло так далеко, что ему посвятили расширенное совещание в облгосадминистрации. 

Конкуренция должна быть цивилизованной

По словам начальника Главного управления Национальной полиции в области Николая Лушпиенко, конфронтация на автотрассе от Сум до столицы продолжается уже три с половиной года. По убеждению других, значительно дольше. Осведомленные люди рассказывают: когда начался второй Майдан, переросший в Революцию Достоинства, перевозчики бесплатно доставляли активистов в Киев и из Киева, и кто-то кому-то что-то за это пообещал. О Майдане или антимайдане идет речь, не конкретизируется. Потом власть на Сумщине неоднократно менялась, поэтому обещания не выполнили, но передел рынка запрограммировали.

На сегодняшний день имеем четырех участников конфликта, «воюющих» за пассажиропоток между областным центром и столицей. У трех из них сумская «прописка», четвертый зарегистрирован в поселке Макаров Киевской области. Сумские операторы «Санавто», «Сервис Люкс» и «Элит Экспресс» на этом маршруте уже 15—20 лет, киевское ООО «АТП «Стрела» борется за него с 2014-го. Место среди перевозчиков считается хлебным, потому что желающих домчаться из Сум в Киев с ветерком, выбрав для этого самое удобное время, в достатке. Точнее, в достатке было раньше — теперь перевозчики соревнуются за каждого пассажира. За последние два года цену проезда уже несколько раз снижали — с 300 грн до 100 грн, и хоть такая благотворительность продолжалась недолго и была рекламной, она свидетельствует: если бы к конкурсу на обслуживание маршрута Сумы — Киев допустили всех желающих, пассажиры бы только выиграли. Но при условии, что конкуренция будет цивилизованной, а не такой, как сейчас.

Сумские предприятия работают в формате нерегулярных пассажироперевозок. Их скоростные микроавтобусы отправляются не со стационарных автостанций, а с временных стоянок. «Стрела» претендует на регулярные перевозки. Она получила соответствующее разрешение Сумского областного филиала «Укртрансбезопасности» и заключила договор на обслуживание с ООО «Сумыоблавтотранс». Последнее имеет в регионе сеть автостанций, часть которых расположена на маршруте Сумы  — Киев.

Время разбрасывать камни

В последнее время конфликт между сумскими перевозчиками, с одной стороны, и киевским — с противоположной, обострился до угрожающих масштабов. К нему привлекли армию «титушек». Микроавтобусы встречают в определенных местах и забрасывают камнями, а водителям угрожают физической расправой. Чаще страдают сумчане, но как-то разбили боковое зеркало и на автобусе «Стрелы». Безнаказанно для «автора», им оказался один из сумских водителей, это не обошлось: его сильно избили.

Директор «Стрелы» Александр Москаленко утверждает, что его предприятие тоже неоднократно подвергалась атакам. Начиная с 2014 года, подожгли семь автобусов «Стрелы», из них два — на территории Сумщины. А. Москаленко подчеркивает, что сумчане осуществляют пассажироперевозки в столицу без необходимых разрешительных документов, и в этом можно усматривать «сотрудничество с Министерством транспорта».

В октябре прошлого года банда молодчиков в балаклавах порезала шины и разбила стекла в 17 сумских микроавтобусах, которые должны были отправляться в Киев. Произошло это на автостоянке в Сумах в 3 часа ночи. Полицейские оперативно задержали лиц, которые могли быть причастными к правонарушению. Разные источники называют разное количество задержанных — от 19 до 32. У многих оказалась киевская или днепровская регистрация. «Титушки» прибыли в Сумы на автобусе в сопровождении внедорожников. Однако большинство задержанных в полиции отпустили, а уголовное производство возбудили только против четырех из них.

В конце марта нынешнего года дело расследовали и с обвинительным заключением передали в суд, но суд принял решение уголовное производство закрыть. Основания — пострадавшие якобы отказались от претензий к лицам, повредившим микроавтобусы. Отказались сами или их «попросили», в суде не «докапывались». Остается также непонятным, почему в полиции уголовное производство зарегистрировали только по фактам совершения хулиганских действий, ведь имело место и явное препятствование хозяйственной деятельности предприятий.

Безнаказанность, как известно, приводит к эскалации правонарушений, и это правило снова сработало. Нынешним летом на автостоянке в Киеве, где находились перед отправкой в обратный рейс сумские микроавтобусы, четыре из них снова повредили «титушки». После этого пассажиры киевского автобуса жестоко избили водителя сумского автобуса, а уже совсем недавно водителю сумской маршрутки угрожали «создать проблемы». Произошло это, когда микроавтобус по дороге на Киев остановился в Лохвице.

На чьем поле играют контролеры?

Но, пожалуй, больше всего претензий и у сумской полиции, и у сумских перевозчиков к управлению «Укртрансбезопасности» в области. Николай Лушпиенко проинформировал: несмотря на огромные проблемы на маршруте Сумы — Киев, от данного контролирующего органа в полицию не поступило ни одного материала. Правда, было запоздалое письмо от 18 июля нынешнего года, в котором областное управление «Укртрансбезопасности» просит «осуществить проверку». Начальник полиции напомнил, что ведомство не осуществляет проверок, а реагирует на сигналы о совершенных правонарушениях. Президент общественной организации «Союз перевозчиков Украины» Валентин Демчук, также участвовавший в совещании, состоявшемся в Сумской облгосадминистрации, открытым текстом обвинил руководство областного филиала «Укртрансбезопасности» в сговоре со «Стрелой». Контролирующий орган, считает он, своими действиями способствует рейдерскому захвату рынка. «Не сумские перевозчики поехали в Киев резать шины конкурентам, а, наоборот, в Сумы приехала организованная преступная группа, чтобы оказывать давление на местных предпринимателей», — напомнил он. Представитель сумской компании-перевозчика «Элит Экспресс» сообщила, что за период с 1 января по 21 июля 2019 года «Укртрансбезопасность» наложила на это предприятие 50 тыс. грн штрафов, тогда как «Стрелу» якобы совсем не проверяют и не штрафуют.

Правильно то, что подходит людям

Начальник управления инфраструктуры Сумской облгосадминистрации Владимир Дудченко считает, что действующее на сегодняшний день транспортное законодательство нарушают обе стороны — и сумчане, и киевляне. И виноваты в этом не столь перевозчики, сколь само законодательство.

Поездки в Киев на скоростных и комфортных микроавтобусах «Мерседес-Спринтер» очень популярны среди сумчан, поскольку стоят сравнительно недорого, а дорога занимает немного времени. Автобусы отправляются круглосуточно практически ежечасно, поэтому всегда можно выбрать для поездки удобное время. В дороге пассажиры могут смотреть телевизор, благодаря чему время проходит еще быстрее. Но при всех этих преимуществах услуги не вписываются в правовое поле, поэтому предприниматели вынуждены маскировать свой бизнес под «нерегулярные пассажироперевозки».

«Спринтеры» — это грузовые микроавтобусы, переоборудованные в пассажирские, использование же таких транспортных единиц запрещено действующими нормативно-правовыми актами. Расстояние от Сум до Киева составляет около 370 км, а к конкурсам на обслуживание маршрутов длиной свыше 150 км допускаются только автобусы большой вместительности — в разы просторнее, чем «Спринтеры». Из-за таких препятствий сумские предприниматели не могут принять участие в конкурсах и работают вне правового поля. При этом дисциплинированно платят налоги и обеспечивают работой много людей.

Что касается переоборудованных «Мерседесов-Спринтеров», то их используют для пассажироперевозок и в других областях. По словам сумского перевозчика Ирины Одновьюненко, делает это и киевская «Стрела». Сумчане обращались в Министерство инфраструктуры, чтобы там внесли изменения в действующие нормативно-правовые акты и легализовали бизнес, который уже давно подтвердил свою эффективность. Реакции не дождались, поэтому попытку решили повторить. Создана рабочая группа, которая наработает предложения для членов правительства. Среди прочего, сумчане предложат внести изменения в порядок проведения конкурсов на осуществление пассажироперевозок на межобластных маршрутах. Даже на те из них, протяженность которых свыше 150 км, надо допускать автобусы небольшой вместительности. Чем больше участников будет конкурировать — тем полезнее для пассажиров. Пусть выиграет лучший, а не тот, у кого больше всего «титушек».

Сумские транспортники считают, что ограничения для участников автобусных пассажироперевозок «протащили» лоббисты. Кому-то хочется, чтобы покупали его автобусы, а не чьи-то другие. Между тем, «Мерседесы-Спринтеры» оказались намного комфортабельнее и более надежными в эксплуатации, чем марки, навязываемые украинским перевозчикам, а стоят значительно дешевле.