В начале лета в материале «Днепр зовет... на помощь!» была анонсирована экологическая экспедиция на лодках по Днепру. Планировалось изучение экологического состояния центральной водной артерии Украины.

Поход стартовал в июле, который выдался ветреным и дождевым.

Два человека на двух надувных лодках (одна из которых грузовая) за четверо суток (с ночевкой) преодолели почти 150 километров в пределах акватории Каневского водохранилища и достигли промежуточного финиша, которым, согласно плану экспедиции, должен был стать город Канев. Нужно отметить, что указанный отрезок пути планировалось пройти за двое суток.

Сильный ветер и, как следствие, высокие волны, а также проливные дожди заставили участников экспедиции двое суток прятаться от непогоды на территории регионального ландшафтного парка «Трахтемиров». Участники экспедиции изучили состояние прибрежной части. Фотографировали казацкие кресты, местами просматривающиеся сквозь деревья и заросли.

Поход продолжился, как только погодные условия улучшились. Избегая повреждения длинных, почти километровых сетей, высыпанных рыбацкими артелями, путешественникам приходилось много маневрировать, переходя от правого берега Днепра за линию фарватера и снова возвращаясь к этому же берегу. Заливая водой лодку с экипажем, оборудованную маломощным двигателем, ветер и волны бросали грузовую лодку, шедшую на буксире за основной, на лодку, в которой находился экипаж.

Возле берега винт двигателя часто обматывался вездесущими водорослями, что создавало дополнительные проблемы для его нормальной эксплуатации и дальнейшего продвижения к берегу. В чрезвычайно критических ситуациях шансов получить помощь со стороны, при отсутствии стабильной мобильной связи, у путешественников практически не было.

Третья ночь, которую участники похода провели на полуострове возле самого Канева, выдалась дождевой и очень холодной. Проснувшись среди ночи в насквозь промокшей от дождя палатке, участники похода принялись разводить костер под огромной кроной прибрежного дерева, чтобы хоть как-то согреться и подсушить одежду, что оказалось не такой уж простой задачей. Но дождь продолжался, и ничто не обещало улучшения погоды в ближайшей перспективе.

Три холодные и дождевые ночи сказались на здоровье. Имеющаяся теплая одежда и легкая палатка не обеспечивали защиты от дождя и холодного ветра, в связи с чем у путешественников появились признаки простуды. Ноги путешественников во время швартования лодок к берегу были травмированы колючим водным орехом, которым полностью покрыты берега днепровских водохранилищ (и не только берега), в результате чего на ступнях появились болезненные нарывы. При такой ситуации было принято общее решение о переносе похода на более благоприятное время. На следующий день весь груз и плавсредства были переданы на хранение знакомому в Каневе, а сами участники похода рейсовыми автобусами разъехались по домам на лечение.

Полученный путешественниками опыт в их первом походе по большой реке на надувных лодках должен стать хорошей наукой перед следующими подобными экспедициями.

Что касается увиденного и услышанного.

«Днепр уже не ревет», «Катастрофа на реке», «Смерть Днепра», «Днепр превратился в канаву», «Экологи бьют тревогу», «Водоросли убивают Днепр», «Днепр на грани исчезновения», «Почему гибнет Днепр?» — такими и подобными заголовками сегодня пестреют многочисленные газетные и интернет-издания. Из года в год количество публикаций подобного содержания на страницах украинских медиа постоянно увеличивается. Иногда проблемы Днепра обсуждаются на экранах телевизоров. В государственных учреждениях разрабатывают и утверждают стратегические программы, например, Закон Украины «Об утверждении Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года» от 24 мая 2012 года № 4836-VI. Учрежден Международный день Днепра и т. п.

Какие же результаты имеем сегодня? С сожалением вынуждены констатировать, что практически никаких. Почему практически? После очередного шума в средствах массовой информации не очень многочисленных общественных экологических организаций в отдельных регионах страны время от времени происходят какие-то сдвиги, как вот недавно презентованная в Запорожье программа спасения Днепра «Спасем Днепр вместе», которая по смыслу носит локальный характер. В то же время безотлагательного комплексного и системного общегосударственного подхода к этой вопиющей проблеме пока не ощущается. Неужели для того, чтобы в министерских коридорах осознали, что разрушительная индустриальная деятельность человека ведет к катастрофическим последствиям, которые в определенное время могут стать необратимыми, должно случиться что-то экстраординарное, как Чернобыльская катастрофа?

Пройдя 150 километров по водам Днепра, вынуждены подтвердить достоверность информации, изложенной в вышеупомянутых публикациях.

Днепр из года в год все активнее превращается в болото.

Береговая линия вдоль низкого левого берега реки сплошь покрыта камышовыми зарослями, а также зарослями водной лилии, которая, как правило, растет в стоячих водоемах и водоемах с медленным течением.

Огромные площади поверхности воды в заливах высокого правого берега реки (например, ниже Украинки) также плотно покрыты зарослями водной лилии. Путешественники приложили много сил и времени, чтобы на веслах выбраться из плена этих зарослей.

Ниже по течению вдоль высокого правого берега — сплошные заросли роголистника погруженного, которые тоже очень часто не давали идти под мотором.

Под воздействием высоких волн, которые постоянно набегают на высокий правый берег, на глазах у путешественников происходили оползни. В течение всего маршрута, где в большей, а где в меньшей мере, наблюдалось засилие сине-зеленых водорослей (и это в начале июля), которые обычно распространены в стоячих водах, прудах и реках с медленным течением. Также отдельно нужно акцентировать внимание на том, что крупнейшая в Украине река Днепр как главная водная транспортная артерия страны практически не функционирует. За все время экспедиции путешественникам встретилось всего лишь 5 незагруженных барж, которые были пришвартованы к берегу, несколько маломерных катеров и пара полуразрушенных дебаркадеров. И только возле Киева и Канева около десятка частных парусных яхт гордо разрезали поверхность уставшего древнего Днепра. Вот и все.

Во время пребывания путешественников в Каневе местные жители жаловались на случаи массового мора речной рыбы в результате попадания ядовитых веществ от местных агропредприятий в Днепр и его приток Рось. Хочется спросить, а был ли хоть кто-то оштрафован или предупрежден соответствующими государственными органами за эти преступления против экологии?

Уже по окончании похода по Днепру, во время поездок на частном автомобиле вокруг Киева, путешественники были крайне поражены реалиями, свидетельствующими об отсутствии в государстве малейшего контроля за выполнением санитарных и строительных норм в частном строительстве. От Киева до Конча-Заспы и ниже, в сторону Украинки, береговая линия в нарушение действующих санитарных и строительных норм застроена современными дворцами и замками, иногда со своими конюшнями, причалами и банями, и, как правило, с высокими оградами и заборами, которые перекрывают доступ к воде рядовым гражданам. Кто и когда положит конец этому беспределу?

Юрий ЯСЕНЧУК, Олег БАБЕНКО.

Фото с сайта rbc.ua