Министр финансов Оксана Маркарова, Премьер-министр Украины Алексей Гончарук, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов.

В воскресенье правительство утвердило и передало на рассмотрение парламента проект Государственного бюджета на 2020 год. «Сегодня последний день, когда правительство согласно законодательству должно было утвердить и передать в Верховную Раду проект закона о Госбюджете на следующий год, и мы это сделали», — сообщил во время брифинга Премьер-министр Алексей Гончарук, отметив, что традиционно разработка документа продолжается более полугода, тогда как у нынешнего правительства на это было всего две недели. «Конечно, работа не начиналась с нуля, но это означает, что, прогнозируя следующий год, мы базировались на утверж-денных еще весной цифрах. Однако мы ожидаем, что в октябре, между первым и вторым чтением, Министерство развития экономики спрогнозирует ситуацию на следующий год и мы внесем определенные коррективы в проект бюджета», — сказал он и добавил, что некоторые изменения также будут внесены после того, как, ознакомившись с документом, свои предложения подадут парламент-ские комитеты и народные депутаты.

Кроме того, на протяжении двух недель Кабинет Министров подаст в парламент Программу действий правительства, и после утверждения ее положения также будут учтены. 

«Поэтому не удивляйтесь, что этот документ пока не учитывает подавляющее большинство идей, с которыми команда Президента шла на выборы. Пока это не было возможно, поскольку проект бюджета должен рассчитываться на действующем законодательстве, и потому нам нужно дождаться, пока парламент примет Программу действий правительства и необходимые законы, которые учтут, когда документ будет подаваться на второе чтение», — отметил А. Гончарук, спрогнозировав, что это произойдет до 2 ноября.

Вместе с тем поданный вариант проекта Госбюджета-2020 уже предусматривает уменьшение дефицита. «Наша среднесрочная цель — выйти на определенном этапе на бездефицитный бюджет, чтобы расходы были равны тому, что наше государство зарабатывает», — сказал премьер. Также правительство планирует последовательно уменьшать долю денег, которые государство собирает за счет налогов и перераспределяет через бюджет. «Мы хотим, чтобы государства в экономике становилось меньше. Этот тренд уже можно увидеть в поданном проекте бюджета, но надеемся, что до 2 ноября мы продемонстрируем это ярче», — отметил А. Гончарук и подчеркнул, что бюджет-2020 должен стать бюджетом эффективности, который будет предшествовать бюджету экономического роста. «Мы не имеем намерения повышать налоги, чтобы наращивать доходы бюджета, поскольку это неправильный путь. Налоги нужно постепенно уменьшать, но делать их равными для всех, потому что неправильно, когда налоги высокие, но платят их не все. Также мы планируем уменьшать расходы на обслуживание государственного аппарата, но эффективнее их тратить», — отметил премьер.

По словам главы правительства, в 2020 году будут изменены подходы к господдержке агросектора. «Вместо того, чтобы дотировать крупные предприятия, мы сфокусируемся на том, чтобы в случае проведения земельной реформы компенсировать процентные ставки по кредитам для фермеров, чтобы они могли принять участие в покупке земельных участков. Это еще открытая дискуссия, но уже в этом бюджете можно увидеть тренд в поддержку фермеров, а не крупных агропроизводителей», — подчеркнул премьер.

По словам министра финансов Оксаны Маркаровой, ресурсная и расходная части бюджета построены на действующей налоговой базе и являются реалистичными и сбалансированными. «Уменьшение дефицита бюджета до 2,09% ВВП — это не просто красивый лозунг, а наша ответственная позиция: жить за собственный счет. Это очень амбициозная цель. Я не думаю, что очень много стран-соседей могут продемонстрировать такой результат, но мы уверены, что сможем его достичь», — отметила министр.

Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов сообщил, что на сегодняшний день макроэкономический прогноз разрабатывается один раз в год и в дальнейшем по необходимости пересматривается. Назвав такой подход неправильным, он отметил, что министерство будет прогнозировать развитие экономики системно и на несколько лет наперед. «В будущем мы попробуем построить более системный подход к макроэкономическому прогнозированию, чтобы делать это не только перед принятием бюджета, а постоянно видеть, как наша политика влияет на бюджет, инфляцию или поступления», — сказал он.

А. Гончарук также сообщил, что проект бюджета на 2020 год — это последний ежегодный документ, поскольку в дальнейшем он будет базироваться на Бюджетной декларации, предусматривающей трехлетнее планирование.

Комментируя заявления представителей органов местного самоуправления, что правительство требует вернуть средства государственной субвенции на социально-экономическое развитие регионов, О. Маркарова заверила, что никто никаких средств не забирает. «У нас есть субвенция на региональное развитие и есть субвенция на социально-экономическое развитие, которая даже не предусмотрена в Бюджетном кодексе. В последнее время продолжалась большая публичная дискуссия о том, насколько вообще эффективно тратятся эти средства, поэтому парламентский бюджетный комитет обратился к правительству, чтобы вместе проверить последние августовские выделения, по которым еще даже не проведены тендеры», — сообщила министр финансов и добавила: это совершенно не означает, что средства заберут, ведь после проведенного анализа, который должен быть завершен на этой неделе, все проекты, касающиеся детсадов или утепления, профинансируют.

Справка

Основные показатели проекта Государственного бюджета на 2020 год:

— доходы Государственного бюджета на 2020 год (с трансфертами) предусмотрены в сумме 1 079,5 млрд гривен, в том числе общего фонда — 962,7 млрд гривен;
— расходы — 1170,0 млрд гривен. В частности, расходы на национальную безопасность и оборону составляют 245,8 млрд гривен, что на 33,8 млрд больше, чем в 2019 году. На развитие дорожной инфраструктуры — 74,4 млрд гривен, в том числе Государственный дорожный фонд — 69,7 млрд гривен. Для поддержки энергетической независимости планируется выделить 2 млрд гривен;
— расходы на образование запланированы в размере 136,4 млрд гривен, что на 7,7 млрд больше, чем в 2019-м;
— расходы на здравоохранение составляют 108 млрд гривен, что на 9,8 млрд больше, чем в 2019 году. В частности, на медицинскую субвенцию предусмотрено 14,6 млрд гривен, на реализацию программы медицинских гарантий для первичной, экстренной, вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медпомощи, реимбурсации стоимости лекарственных средств — 72,1 млрд гривен, на централизованное приобретение медикаментов и медицинских изделий — 6,6 млрд гривен; на лечение граждан за границей — 0,7 млрд гривен;
— расходы на развитие культуры и информационной сферы составляют 8,6 млрд гривен. В частности, на поддержку кинематографии предусмотрено 1,3 млрд гривен, на обеспечение деятельности Украинского института книги, поддержку книгоиздательского дела и популяризацию украинской литературы в мире — 0,1 млрд гривен, на развитие общественного вещания — 2 млрд гривен.
— государственный долг относительно ВВП планируется уменьшить до 46,7% на конец 2020 года. Платежи по государственному долгу в 2020-м составят приблизительно 438,1 млрд гривен, из которых обслуживание госдолга — 145,2 млрд гривен и его погашение — 292,9 млрд гривен;
— дефицит бюджета планируется на уровне до 2,09% ВВП;
— размер минимальной зарплаты увеличится на 550 гривен и на 1 января 2020 года составит 4723 гривни.

Фото kmu.gov.ua.