В начале сентября Россия и Беларусь парафировали программу экономической интеграции стран, которая предполагает частичное объединение двух экономических систем с января 2021 года. Издание «Коммерсантъ» ознакомилось с программой и сделало вывод, что «речь идет как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных соцгарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центробанками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированном госрегулировании отраслей». Такая степень интеграции — выше, чем в ЕС. «Фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской», отмечает издание.

Пресс-секретарь президента Лукашенко Наталья Эйсмонт поспешила опровергнуть предположение о том, что Беларусь готова стать частью конфедерации. В комментарии местному изданию «Наша Ніва» она заявила, что «все громкие термины, используемые в приведенной статье, — конфедерация, федерация и т. д. — мы бы предложили оценивать как досужие журналистские штампы». Что касается отказа Беларуси от суверенитета, то Эйсмонт заявила: «Это свято! Красные флажки — это суверенитет и независимость каждой из стран. В интеграционных же процессах мы идем на те шаги, которые экономически целесообразны. Никаких совместных органов не создается — к этому страны не готовы».

Однако где белорусские политологи и экономисты обеспокоены, что границы, на которых стоят эти красные флажки, четко не определены. Минский экономист Ярослав Романчук считает, что «про эти самые красные флажки должны однозначно высказаться профессионалы в сфере конституционного права, институционального строительства и экономики». «Может ли быть независимой страна без своей таможенной, налоговой, промышленной, торговой политики? Даже если нет наднациональных органов, всё равно единство обеспечивается единой системой контроля. Всё равно есть единая матрица бюджетных расходов. Как ни крути, всё равно речь идёт о трансферте в Москву такого объёма полномочий, после которого резонно встаёт вопрос: «А Беларусь всё ещё независимая страна?», спрашивает он в Фейсбуке.

Вне сомнения, у Кремля также другое видение совместного будущего с Беларусью, с которой еще в 1999 году был подписан Договор о создании Союзного государства. Москва умеет строить долгосрочные стратегии и планы, готова долгие годы «подкармливать» чужие экономики и поддерживать режимы, идя к своей цели. Не исключено, что настал черед Беларуси заплатить по счетам. Тем более что Кремль, как никогда, нуждается в «победах». Ведь, похоже, народные волнения и протесты в России начинают выходить из-под контроля властей.