Владимир Приходько.

Не только в Украине, но и в мире найдется немного предприятий, которые прошли такой путь, сохранив при этом традиционное производство и освоив новые направления деятельности в сфере рельсового транспорта.

Мы создаем новое, сохраняя традиции! Этот девиз, ставший лозунгом юбилея, наиболее полно и емко отражает суть деятельности и идеологию бизнеса Публичного акционерного общества «Крюковский вагоностроительный завод». В нем отражено стремление к передовому, желание осваивать новые и новые сферы деятельности, готовность идти навстречу пожеланиям заказчиков. В нем — обязательство компании перед своей страной, сообществом партнеров в мире, покупателями продукции, коллективом за конечный итог работы. Именно так в течение вот уже 150 лет действует наша компания.

А теперь коротко о 150-летнем пути. Крюковские железнодорожные мастерские своим рождением в 1868-1869 годах обязаны передовым тенденциям того времени, когда шло активное строительство железных дорог, развитие железнодорожного транспорта. В 1874 году мастерские вошли в состав Харьковско-Николаевской железной дороги и были переименованы в вагонные и перепрофилированы на ремонт только вагонов — грузовых (товарных) и пассажирских.

Летом 1896 года на окраине Крюкова началось большое строительство. Возводились новые вагонные мастерские. Уже 15 июня 1898 года в еще недостроенных корпусах начали ремонтировать грузовые вагоны. А с 1 августа 1900 года — и пассажирские. Главные крюковские вагонные мастерские стали крупнейшими и наиболее оснащенными мастерскими Харьковско-Николаевской железной дороги. С тех пор прошло более 120 лет, но до сих пор сохранились несколько корпусов, построенных в ХIХ веке, которые используются в производстве.

Революции 1905-го и 1917 гг., Первая мировая война, интервенция и другие социальные потрясения начала ХХ века не обошли стороной ни коллектив, ни корпуса вагонных мастерских. И только в 1920 году началось их постепенное восстановление и возрождение.

Новым этапом в жизни предприятия стал 1930 год. На базе мастерских был создан вагоностроительный завод, началась большая реконструкция, переход от ремонта к выпуску нового подвижного состава. И уже в ноябре того же года была выпущена первая 20-тонная двухосная платформа с деревянными бортами (на снимке).

В октябре 1932 года на Крюковском вагоностроительном изготовили первый в стране четырехосный полувагон с деревянной обшивкой грузоподъемностью 60 тонн. Это был успех всего отечественного вагоностроения.

В годы Второй мировой войны Крюковский вагоностроительный эвакуировали в Пермь, где он производил продукцию для фронта. В послевоенные годы на предприятии были освоены вагоны-хопперы: для перевозки угля, марганцевой руды, позже — для перевозки зерна, цемента. Как подтвердили время и жизнь, вагоны Крюковского вагоностроительного — это надежная долговечная техника. Грузовое вагоностроение, как одно из основных направлений деятельности КВСЗ, развивается и в дальнейшем, модельный ряд вагонов пополняется изделиями нового поколения, еще более совершенными, востребованными на рынке, которые пользуются заслуженной славой.

В 1951 году стартовала новая эпоха в жизни коллектива — на предприятии начали разработку и выпуск инженерной переправочно-десантной техники. Плавающие транспортеры, самоходные паромы, паромно-мостовые машины, машины для подводной разведки — создание и выпуск такой техники требовали развития как производственной, так и проектно-конструкторский базы.

В непростой период создания независимого украинского государства (1990-2000 годы), экономического кризиса, снижения спроса на грузовые вагоны и сворачивания выпуска инженерной техники, завод сумел сохранить производственные мощности и кадры. Именно тогда была разработана стратегия развития, действующая и сегодня: расширение номенклатуры производимой продукции, увеличение количества покупателей и географии продаж, развитие новых направлений деятельности.

За короткий промежуток времени завод освоил производство полувагонов с улучшенными техническими характеристиками, бункерных вагонов нового поколения, цистерн для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, специализированных вагонов.

Был создан вагон для комбинированной перевозки грузов, новые образцы тележек, налажено серийное производство автогрейдеров среднего класса.

ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» на протяжении многих лет продолжает сохранять свою основную специализацию — разработка конструкторской документации, производство, реализация и сервисное обслуживание грузовых вагонов. Более чем 515 тысяч крюковских вагонов работали и работают на стальных магистралях.

Наряду с этим предприятие все увереннее идет по пути развития ряда новых отраслей машиностроения в Украине. Мы осваиваем направление транспорта социального назначения. От первого украинского пассажирского вагона в 2001 году до выпуска 600-го вагона в 2018-м. Наши пассажирские вагоны успешно трудятся на стальных магистралях Украины, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и других стран.

За последние годы разработаны и запущены в серийное производство несколько десятков моделей и модификаций пассажирских вагонов, современных тележек для них. Создан пассажирский вагон нового поколения «Украина-2», вагон международного сообщения габарита RIC для эксплуатации на железных дорогах Европы.

В 2010-е годы КВСЗ стремительно сделал шаг от производства вагонов локомотивной тяги к созданию мотор-вагонного подвижного состава. Межрегиональные скоростные поезда локомотивной тяги стали переходным моментом. Вслед за ними создали скоростные межрегиональные двухсистемные электропоезда «Тарпан» (на снимке ), дизель-поезда.

Крюковский вагоностроительный успешно осваивает подземный транспорт. От производства запасных частей для ремонтных нужд до серийного выпуска туннельных и поверхностных эскалаторов для метрополитенов, офисов и торговых центров.

Сегодня 48 эскалаторов от Крюковского вагоностроительного завода работают в Киеве, Харькове, Львове, Минске, Санкт-Петербурге и других городах. Произведены и сданы заказчику шесть пятивагонных поездов метро постоянного тока, работающие в Киевском метрополитене. В Харьковском метрополитене — поезд метро с асинхронным тяговым двигателем.

Успешно осуществлен международный украинско-японский экологический проект глубокой модернизации поездов метро Киевского метрополитена. Как следствие, столичная подземка получила от КВСЗ 27 обновленных поездов метро (135 вагонов) с японским асинхронным тяговым двигателем.

В 2018-2019 годах КВСЗ осуществил еще один международный проект с компанией «Дженерал электрик». На предприятии были дооснащены по программе локализации 30 тепловозов, работающих сегодня на железной дороге.

Согласно программе диверсификации на КВСЗ налажен выпуск коммунальной уборочной техники, инженерной техники широкого назначения, запасных частей для железнодорожного транспорта и метрополитенов и других видов продукции.

Идеи, мечты и надежды крюковских вагоностроителей основываются на применении новых технологий — склеивании каркасных конструкций, использовании нержавеющий стали и алюминия. Украинские пассажирские вагоны оснащают тележками для широкой колеи, аналогов которым нет. Они позволяют уменьшить шум, вибрацию, улучшают условия для перевозки пассажиров. Освоены новые технологии раскроя металла, антикоррозийной защиты, окрашивания готовых изделий.

Все эти шаги на пути к развитию и движению вперед стали возможными благодаря коллективу, который во все времена возглавляли квалифицированные инженеры, преданные делу люди и талантливые организаторы.

В компании успешно функционирует система качества на основе международного стандарта ISO 9001, мы первыми в Украине получили сертификат соответствия Международному железнодорожному стандарту IRIS. Сегодня вся продукция Крюковского вагоностроительного завода сертифицирована по стандартам Украины, России, Беларуси, Казахстана, а также европейским ISO, IRIS и американским AAR.

Мы гордимся тем, что практически все новые направления в развитии техники, родившиеся на нашем предприятии, отмечены государственными премиями. Ими удостоены в 1981 году за создание вагонов-хопперов, в 1982-м — за плавающие инженерные машины, в 2005-м — за создание семейства пассажирских вагонов для скоростного движения.

Путь наш никогда не был простым и легким, это знают все, кто работает в отрасли тяжелого машиностроения. Но результат обязательно будет, если идти к нему целеустремленно и упорно. Именно так работает ПАО «Крюковский вагоностроительный завод».

О жизни и работе коллектива в разные годы рассказывает серия книг о предприятии: «Крюковский вагоностроительный завод — гордость и слава Украины» (2005), «Крюковский вагоностроительный завод — 140 лет развития и совершенствования» (2009), «Директор Иван Приходько» (2010), «Рождение амфибий» (2011). К 150-летнему юбилею завода приурочено издание книги «Пусть летят по стране поезда. Крюковский вагоностроительный завод на новом этапе 150-летней истории».

Этот исторический экскурс дал возможность восстановить события и даты, рассказать об усовершенствовании техники. Очень четко прослеживается красная линия Крюковского вагоностроительного завода во все времена: быть впереди, брать на себя ответственность, развивать производство, искать, создавать, дерзать. Трудно переоценить, насколько это важно для развития коллектива и страны в целом, для воспитания специалистов и рабочих. Из поколения в поколения переходит добрая слава предприятия, дело родителей продолжают дети и внуки, на стальные магистрали приходят новые, современные, «умные» вагоны и поезда. В этом смысл работы и всей нашей жизни. Особенно четко это понимаешь в год 150-летия КВСЗ.

Владимир ПРИХОДЬКО, председатель наблюдательного  совета ПАО «КВСЗ».
Фото предоставлены пресс-службой ПАО «КВСЗ».