13 августа с. г. «Голос Украины» напечатал открытое письмо академика НАН Украины Юрия Туныцы Президенту Украины, парламенту и правительству, в котором он предложил конкретные пути, как украинской власти привлечь внимание мировой общественности к экологическим проблемам «Северного потока-2». Сегодня начатый на страницах парламентской газеты диалог продолжают ученые Александр Лайко и Вячеслав Степанов из Одессы.

В крайне актуальном и непростом вопросе обоснования целесообразности строительства газопровода «Северный поток-2» Украина заняла позицию государства, которое не только очень объективно обеспокоено потерей национальных экономических выгод из-за сокращения транзита газа по существующей газотранспортной системе, но и небезразлично к тому непоправимому экологическому ущербу, который уже нанесен при строительстве нового газопровода и станет еще большим и непоправимым в результате продолжения строительства и эксплуатации газопровода «Северный поток-2».

Несмотря на значительные экономические потери для Украины в результате того, что большая часть транзитного газа в будущем может пойти в обход существующей и вполне достаточной в функциональном плане национальной газотранспортной системы, самый серьезный ущерб для мирового сообщества может быть из-за потери того экологического капитала и заповедных экосистем, которые однозначно будут нарушены в результате реализации проекта «Северный поток-2».

Отбрасывая все политические мотивы, и высказываясь с позиций гражданина планеты Земля, необходимо оценить и сравнить экологические риски, а также реальную рациональную необходимость в строительстве нового газопровода. А такая потребность не является объективной, ведь существующие транзитные мощности украинской ГТС используются немногим более чем наполовину: из 140 млрд куб. м пропускной способности на транзит российского газа в страны ЕС и Молдову в 2018 году было использовано 86,8 млрд куб. м; и в прошедшие годы объемы транзита были значительно выше, вплоть до максимума в 1998, 2004—2005 гг.

В результате двухлетнего труда инициативного коллектива украинских ученых и Международного консорциума экспертов, созданного под эгидой Национальной академии наук Украины, тщательно проанализированы материалы официальной экспертизы NS 2, которые были подготовлены при финансовом участии российского Газпрома, и сформированы неутешительные выводы о значительном негативном воздействии данного проекта на окружающую среду. Несмотря на то, что некоторые экологические моменты в результатах официальной общественной экспертизы NS2 учтены, однако этого недостаточно. Даже если и предусмотрены компенсаторы экологического ущерба, причиняющегося при строительстве нового газопровода, все равно нужно помнить, что мы имеем дело с нарушением заповедных экосистем (уникальных лесных массивов, морских водных и придонных систем), произойдет неминуемое губительное воздействие на популяцию очень редких для всего мира животных и птиц. Кажется, что самого большого ущерба экологическим системам проект NS2 может нанести именно на этапе строительства, поскольку вмешательство в заповедные территории в этот момент будет максимальным. Тем не менее для детальных выводов необходимы дальнейшие комплексные междисциплинарные исследования, которые станут основой для активных действий Украины на международной арене экологической дипломатии.

У Украины как субъекта Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, участника европейской программы «Восточное партнерство», а также энергетических программ INOGATE и EU Energy, EU Neighbors есть все основания быть равноправным субъектом международных экономико-экологических отношений и настаивать на соблюдении принципов рациональности и экологической хозяйственности, сущность которых заключается в одобрении строительства новых рискованных объектов только в случае острой невыполнимой другим путем необходимости. В случае же с NS2 такой необходимости не наблюдается, и решить вопрос увеличения транзитных поставок заинтересованные страны могут с помощью экологической дипломатии.

В связи с этим Украине необходимо срочно обратить внимание на формирование своей национальной системы экологической дипломатии (в политическом, экономическом, научном и других смыслах), значение которой пока что недооценивается, но актуальность такого инструмента уже довольно насущная. В данном случае имеем в виду и структурно-организационный аспект в системе государственных органов международных отношений, и активное проведение многосторонних действий, в центре внимания которых находятся специальные ресурсно-экологические проблемы, прямо или косвенно затрагивающие национальные интересы Украины.

В этом плане нам нужно особое внимание обратить на те закономерности, которым трудно воспрепятствовать и которые приобретают характер категоричных императивов, а именно:

— Рост потребностей Евросоюза в энергетических ресурсах (2-3%), обуславливающихся устойчивостью экономического развития;

— Аттрактивность российских источников газа (по запасам и экономическим показателям);

— Устойчивые тенденции развития трубопроводных транспортно-энергетических систем, в том числе морских, и сокращение объемов перевозок танкерным флотом и другими видами транспорта, обуславливающиеся факторами экологической безопасности и более высокой экономико-экологической эффективностью;

— Необходимость расширения использования альтернативных возобновляемых источников энергии, которые снизят газовую зависимость многих стран и улучшат экологическое состояние.

В этом плане в Украине должна быть разработана национальная программа реагирования, концептуальные положения и векторы украинской экологической дипломатии, в основе которых должны находиться результаты комплексных междисциплинарных исследований.

Александр ЛАЙКО, доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины,

Вячеслав СТЕПАНОВ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник отдела экономико-экологических проблем приморских регионов Института проблем рынка и экономико- экологических исследований НАН Украины.