Во время заседания.



Руководитель аппарата Верховной Рады Вячеслав Штучный.

 


Виктория Подгорная, Давид Арахамия, Алексей Леонов.

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.

Больше фото здесь

Утреннее заседание 20 сентября

Министр финансов Оксана Маркарова (на снимке) представила в Верховной Раде проект Госбюджета-2020. «С начала работы нового правительства с 29 августа мы приложили все усилия, чтобы представить максимально качест-венный документ, обеспечивающий эффективное использование средств налогоплательщиков и позволяющий не только обеспечить дальнейший экономический рост, но и максимально его ускорить», — сказала министр.

О. Маркарова подчеркнула, что проект главной сметы подается до внесения программы действий правительства и ее утверждения. «Мы делаем это потому, что нормы Конституции и Бюджетного кодекса для нас обязательны к исполнению», — подчеркнула она.

Отметив, что стратегической целью правительства является максимальное ускорение экономического роста, министр заявила, что проект бюджета базируется на макроэкономическом прогнозе, принятом в мае 2019 года предыдущим правительством. «Пересмотр этого прогноза может быть между первым и вторым чтениями. Поэтому бюджет базируется на прогнозе роста ВВП в 3,3 процентов и макроэкономических показателях и социальных стандартах, утвержденных предыдущим Кабмином в мае», — добавила О. Маркарова, назвав проект бюджета сбалансированным, реалистическим и предусматривающим финансирование всех приоритетных расходов.

Доходы бюджета составляют 1 трлн 79 млрд гривен. «Впервые вместе с этим законопроектом мы не вносим изменения в Налоговый кодекс. Все доходы, учтенные в бюджете, базируются исключительно на сегодняшних доходах и ставках. Этим бюджетом мы также уменьшаем перераспределение налогов через бюджет. То есть мы уменьшаем то, что забираем у предпринимателей, чтобы профинансировать государственные расходы», — подчеркнула О. Маркарова, отметив, что ряд законопроектов, которые будет подавать правительство (о легализации игорного бизнес и добыче янтаря), в случае их принятия дадут дополнительный ресурс, который можно будет распределить на здравоохранение и другие социальные сферы.

Что касается расходов, то в фокусе в первую очередь национальная безопасность и оборона — 245 млрд гривен, а это 5,4% ВВП. «Расходы распределены постатейно, базируясь на расходах 2019 года, плюс появилась отдельная программа, по которой Совету национальной безопасности и обороны предусмотрены дополнительные средства, которые будут распределены ко второму чтению», — объяснила министр.

На образование планируется выделить 136,4 млрд гривен. Впервые на фонд развития высшего образования заложено 300 млн гривен.

На здравоохранение — 108 млрд гривен. «Здесь заложены и первичная медицина, и реимбурсация лекарств, и экстренная медицина, и старт реформы вторичного звена с апреля», — рассказала министр.

Дорожная инфраструктура впервые получит 100% акцизов (закладывается в Дорожный фонд). В бюджете предусмотрено 74,4 млрд гривен, что на 19,3 млрд гривен больше, чем в 2019 году. Однако, по ее словам, если акцизов будет собираться больше, то средства фонда увеличатся.

На обслуживание нашего внешнего и внутреннего долга будет направлено около трети бюджета. «После выполнения наших обязательств до конца 2020 года наш долг к ВВП снизится до 46,7%. Это делает нашу экономику более устойчивой и позволит в будущем выделять средства на развитие», — сообщила О. Маркарова.

Государственный фонд регионального развития получит 9,5 млрд гривен, а это 1%, как того требует Бюджетный кодекс, добавила министр. Напоследок она отметила: «Это не финальный вариант бюджета. Проект передается на площадку Верховной Рады для профессиональной работы и дискуссии с вами».

Представители фракций в своих выступлениях раскритиковали документ. Вадим Ивченко («Батьківщина») предложил вернуть его на доработку, в частности, потому, что он построен на старой идеологии.

«Вы подаете законопроект, забирающий долевое участие из местных бюджетов. В том числе, в документе предлагается забрать акциз. Это приблизительно минус 7,7 млрд гривен из местных бюджетов. Предлагают начать земельную реформу и не закладывают на нее ни копейки», — подчеркнул В. Ивченко.

Александр Колтунович («Оппозиционная платформа — За жизнь») также отметил, что новая политическая платформа должна была предложить новую экономическую модель развития страны. «Нам рассказывали, что все неотложные проекты законов, которые мы рассматривали, создадут экономический скачок, но они не определены в этом бюджете и не видно их социального эффекта. В то же время есть антисоциальные моменты. Минимальная пенсия поднимается на 74 гривни, в то же время урезаются субсидии значительному количеству населения. Раньше было предусмотрено 55 млрд гривен, а будет 47,6 млрд гривен. Это означает, что люди будут меньше получать и уменьшится количество субсидиантов», — подчеркнул депутат. Кроме того, по его словам, в проекте не предусмотрена бюджетная децентрализация. Сокращается сумма доходов местных бюджетов и межбюджетных трансфертов. Было 553 млрд гривен, а стало 474 млрд гривен. «С одной стороны есть лозунги, с другой — цифры», — констатировал он.

Дмитрий Костюк («Слуга народа»), отметив, что у проекта есть и плюсы, и минусы, предложил предусмотреть в документе средства на ликвидацию последствий экологической катастрофы в бассейне рек Хомора и Случь. Соответствующее постановление Верховная Рада приняла еще в мае.

«Мы хотели увидеть бюджет прорыва, но увидели старые лекала, по некоторым показателям даже хуже, чем в бюджете 2019 года», — подчеркнул Тарас Батенко («За будущее»). По мнению парламентария, в проекте нужно четко прописать, каким должен быть прожиточный минимум. «В документе есть фраза, что Кабмин обязывается осуществить категорический подъем прожиточного минимума в 2020 году до 4 250 гривен. В то же время в проекте заложено 2 027 гривен. Мы хотим, чтобы эта смета была бюджетом развития Украины, но не видим в ней существенной поддержки предприятий АПК, средств от проведения земельной реформы, поступлений от таможни. Мы хотим также увидеть глубину децентрализации, которая должна завершиться в 2020 году, и как это отобразится на финансовых показателях малых городов, городков и на селе», — заявил он.

Инна Совсун («Голос»), акцентировав внимание на том, что расходы на образование в документе несколько выросли, задала вопрос, больше всего интересующий педагогов из средней школы: 10 июля 2019 года Кабмин принял постановление о существенном повышении зарплат для всех педагогов — до 70% по отдельным категориям. Выполнение этого постановления требует почти 22 млрд гривен дополнительных средств, но это постановление не учтено в проекте бюджета. Хотелось бы услышать, какая судьба у этого постановления: оно будет выполнено или отменено?

Алексей Гончаренко («Европейская солидарность») акцентировал внимание на полном несоответствии риторики власти и реальности, заложенной в Госбюджете. «Премьер говорит, что у нас впереди экономический рост и рывок в 40% за пять лет и 5% за первый год. А в проекте — 3,3%. На педагогов денег нет, на другие важные вещи — тоже нет. Но есть увеличение расходов на Офис Президента, Генпрокуратуру. Нет там и сокращения расходов на правительство. Есть одна реальность в телевизоре, и будет другая — в холодильнике у людей», — сказал народный депутат.

Министр финансов поблагодарила за критику, иногда не конструктивную, и призвала к активной совместной работе над документом.

Проект Государственного бюджета на 2020 год Верховная Рада приняла к сведению. Сейчас работа над документом сосредоточится в профильном комитете.

Народные депутаты внесли изменения в календарный план проведения второй сессии Верховной Рады девятого созыва. Согласно нему, с 2 по 4 октября состоятся пленарные заседания, а неделю с 7 по 11 октября народные депутаты будут работать в комитетах, фракциях и комиссиях. Соответствующие изменения поддержал 231 парламентарий.

Верховная Рада также назначила (340 «за») Вячеслава Штучного руководителем аппарата Верховной Рады Украины.

Во втором чтении и в целом приняты проекты законов: о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о защите прав потребителей финансовых услуг (№ 1085-1); о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании правовой охраны географических указаний (№ 1065); о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О стандартизации» (№ 1068).

Народные депутаты также устранили несогласования в тексте принятого законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о сокращении перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию (№ 1050), проголосовав за документ в целом.

В первом чтении приняты проекты законов: о верификации и мониторинге государственных выплат (№ 1231) и о материальной ответственности военнослужащих и некоторых других лиц (№ 1225).

Утром от имени двух фракций с трибуны выступил Святослав Вакарчук, выразивший беспокойство по поводу намерений власти применить на Донбассе так называемую формулу Штайнмайера. Он напомнил: на совместном заседании двух комитетов глава МИД заявил, что персонально дал согласие на применение этой формулы, а также о том, что один из руководителей фракции «Слуга народа» отметил, что министр иностранных дел что-то напутал. «Нашу фракцию беспокоит разница во взглядах людей, определяющих сегодня позицию власти в международных вопросах», — заявил С. Вакарчук. Также народный депутат подчеркнул, что сегодня декларируются намерения провести выборы одновременно по всей стране, в том числе и на оккупированных территориях, но ничего не говорится о том, как добиться безопасности. «У меня простой вопрос: скажите, вы собираетесь организовывать безопасность без контроля над границей? Если да, то это сдача интересов Украины и путь к потере суверенитета. Если нет, то мы требуем от главы МИД, команды Президента четко сказать: мы проведем выборы только тогда, когда получим контроль над всей территорией Украины», — констатировал С. Вакарчук.

С днем рождения в этот день поздравляли Сергея Минько (группа «За будущее»).