На Сумщине на железнодорожных платформах, где останавливаются пригородные поезда, появились объявления, очень обеспокоевшие людей. Черным по белому напечатано, что уже с 30 сентября поезда здесь останавливаться не будут.

О причинах, заставивших железнодорожников прибегнуть к радикальным мерам, сообщается следующее: «С начала 2019 года региональный филиал «Южная железная дорога» понес расходы от перевозки льготных категорий пассажиров в пригородном сообщении по станции Сумы на сумму 4957,7 тыс. грн, а Сумской горсовет возместил лишь 583,3 тыс. грн». Из-за долга железнодорожники решили отменить на территории Сум три остановки: «Олдыш», «Сумы-Товарная» и «59-й километр». Начиная с 30 сентября, здесь не будут останавливаться тринадцать пригородных поездов. Кроме горсовета областного центра, у ведомства есть финансовые претензии к Тростянецкой ОТГ, на территории которой находится немалая железнодорожная станция Тростянец-Смородино. Здесь, согласно версии железнодорожников, они предоставили льготникам транспортных услуг на 881 тыс. грн, из которых Тростянецкая ОТГ возместила только 50 тыс. грн. Поэтому, для одиннадцати пригородных поездов, следующих по этому маршруту, отменяются остановки «Рупино», «Ворскла» и «Бакировка».

Намерения железнодорожников хоть и непрозрачны, но абсолютно понятны. Нетрудно спрогнозировать, что будет дальше: возмущенные пассажиры пригородных поездов возьмут в осаду кабинеты местных чиновников, станут массово ходить на сессии, требуя отдать железнодорожникам деньги. Рано или поздно, полностью или частично такая тактика сработает, и ведомство решит свою проблему, не прилагая значительных усилий.

Тем временем, можно понять и руководителей местных органов власти, которые не спешат перечислять железнодорожникам деньги. Потому как откуда взялись эти странные числа: почти пять млн грн для Сум и почти 900 тыс. грн для Тростянца? На территориях этих городов находятся крупные железнодорожные станции, следовательно, здесь действительно садятся в пригородные поезда много льготников, но кто доказал, что они — жители Сумской и Тростянецкой территориальных громад, за которых надо платить из местных бюджетов?

На Сумщине уже давно и успешно работает программа льготных пассажироперевозок на автомобильном транспорте. Создан специальный фонд, который наполняют «всем миром». Каждая громада перечисляет в него средства в зависимости от того, сколько на ее территории живет льготников. В дальнейшем эти деньги попадают к перевозчикам, которые бесплатно обслуживают пассажиров льготных категорий.

На железной дороге такую модель можно было бы ввести еще легче, чем на автобусных маршрутах. Ведь каждый пенсионер или другой льготник предъявляет кассиру удостоверение, по которому можно установить его административно-территориальную принадлежности. В период сплошной компьютеризации и «интернетизации» в конце каждого года нетрудно с большой точностью подсчитать, какая громада и сколько должна железной дороге за обслуживание своих жителей. Но железнодорожники хотят, чтобы их деньги вместо них «выбивали» из местных бюджетов пассажиры. Чем это закончится, сейчас неизвестно. Возможно, и в правду сумчане, как и обещают железнодорожники, останутся без пригородных поездов.