Более трех месяцев назад на значительной территории Бобринецкого района, что на Кировоградщине, неистовствовала непогода с ливнями и градом, причинившая большой ущерб. К счастью, люди физически не пострадали, чего не скажешь об их домах, испорченном имуществе, разрушенных дорогах и переездах... Пять громад района попали в погодную немилость — такой большой воды не помнят даже старожилы. Непогода уничтожала скот и рвала плотины. В частности и обеспечивавшую сообщение с райцентром сел Новоградовка и Апрелевка. Три месяца прошло, а жители этих населенных пунктов, несмотря на «горячие» заверения чиновников различных уровней о немедленном наведении порядка, так его и не увидели.

Местная газета «Честь хлібороба» о беде в районе, случившейся 1 июня, писала неоднократно. Сельхозпроизводители за это время пересеяли смытые поля, в основном подсолнечником (хотя, как рассказывают крестьяне, в некоторых местах град настолько плотно утрамбовался, что даже при нынешней жаре держался до начала июля). Владельцы земельных участков постепенно пришли в себя, более-менее «реанимировали» свои огороды. В громадах, где вода вырвала небольшие гати, на помощь пришли сельхозпроизводители. Однако восстановить большие плотины самостоятельно могут не везде. И сегодня на Новоградовской трассе неподалеку от Мирного — огромная пропасть (на снимке). В самом широком месте ее ширина достигает почти 20 метров, а глубина — 10 метров.

Журналисты в который раз побывали на месте разрыва и увидели там, как предостережение, лишь несколько веток, оборванную сигнальную ленточку и необозначенную краской бетонную приставку, лежавшую на проезжей части. Такая преступная бездеятельность и халатность могут привести, не дай Бог, к новой беде. Ведь, допустим, для водителя тяжеловоза, перевозящего зерно, то, что плотина разрушена, становится понятным лишь при непосредственном подъезде к обрыву. Когда аварийное торможение может и не спасти...

Автобус в эти села, конечно, сейчас не курсирует, а люди добираются до Бобринца кто как может — по степным дорогам и земельным наделам. Однако так может продолжаться только пока на улице держится хорошая погода.

Сразу после прорыва плотины сюда прибыли и районная, и областная комиссии по чрезвычайным ситуациям во главе с тогдашним в. и. о. председателя Кировоградской ОГА Сергеем Коваленко. Чиновников понаехало столько, что, казалось, плотину отремонтируют через несколько дней. Однако...

По словам Тарасовского сельского головы Вячеслава Швориня, специалисты областного водного хозяйства быстро подсчитали нанесенный ущерб. На сессии областного совета Бобринецкому району на ликвидацию последствий непогоды выделили аж... полмиллиона гривен. По мнению же председателя Кетрисановского сельсовета Александра Червоняка, теперь здесь надо строить мост, иначе беда может повториться снова.

Вопрос последствий непогоды долго обсуждался на сессии районного совета. Первый заместитель председателя Бобринецкой РГА Юрий Когадько отметил, что на восстановление сообщения с Новоградовкой необходимо не пятьсот тысяч, а четыре с половиной миллиона гривен. Деньги вроде бы уже нашли, но... Чтобы получить их без тендера, в этой ситуации необходимо только одно словосочетание — «чрезвычайная ситуация», а в области ее таковой не считают. Часть депутатов райсовета виноватой в этом называет неповоротливость районной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Кое-кто даже кивает на районную метеостанцию, которая якобы передала в область оперативные данные не из подтопленных громад, а из Бобринца, где осадки были в норме.

Местные фермеры, и не только они, своими силами ремонтировать плотину не имеют права, поскольку она находится на государственной трассе, пребывающей в подчинении областных властей.

Заместитель начальника областного управления ГСЧС по реагированию на чрезвычайные ситуации Максим Крутинь тоже разводит руками: признать ситуацию чрезвычайной может только специальная комиссия, которая заседает в Киеве.

Но до столицы далеко, а деньги на восстановление дороги необходимы сегодня. Если же начать тендерную процедуру на 4,5 млн грн, то только она продлится почти три месяца, а еще же нужно время и собственно на ремонтные работы. Поэтому хотя бы до зимы пропасть залатать успели...

Кроме того, предстоит не просто засыпать пропасть, а тщательно спроектировать новый спуск для воды, учитывая потенциальную опасность повторного возникновения паводков. Не допустив, кстати, очередных грубых нарушений, которые имели место, — некоторые трубы разрушенной плотины оказались «запаянными», видимо, чтобы не уплывала рыба, что, вероятно, и привело к беде..

Как говорит Вячеслав Шворинь, настроения у людей, которые не могут доехать в Бобринец или Кропивницкий хотя бы в больницу, плохие. В частности, Тарасовка превратилась в печально известную Николаевскую трассу — десятки фур с зерном постоянно курсируют по селу. Как добавляет заместитель председателя райсовета Наталия Саблина,  живущая в Тарасовке, грузовики мчатся по центру села, даже под школой. Чтобы обезопасить свои плотины и дороги, тарасовцы настроены перекрыть дорогу на Бобринец для чужих грузовиков...

Р. S. Когда материал уже был подготовлен к печати, в районной государственной администрации сообщили, что по состоянию на 17 сентября завершен период обжалования тендерной процедуры и подписан соответствующий договор между ГП «Агентство местных автомобильных дорог» и ООО «Мостостроительный отряд № 112» о выполнении текущего среднего ремонта автомобильной дороги общего пользования местного значения Новоградовка — Мирное — Ивановка — выход на а/д Н-14 на участке км 6+385 — км 6+435 (проведение аварийных работ по восстановлению водопропускного сооружения).
Поэтому есть надежда, что в ближайшее время проблема все же сдвинется с мертвой точки.

Фото Виталия МОСКАЛИКА.