Об этом на заседании профильного парламентского комитета сообщила министр образования и науки Анна Новосад.

Правительство должно разработать и внести в Верховную Раду законопроекты о внесении изменений в Бюджетный кодекс и закон о Госбюджете, предусмотрев зачисление остатка средств по бюджетной программе «Фонд Президента Украины по поддержке образовательных и научных программ для молодежи» на конец 2019 года в специальный фонд государственного бюджета и его сохранение на счетах для использования в 2020-м. Так что до сих пор не распределенный президентский миллиард перейдет в государственную смету на следующий год. Кроме того, на соответствующую программу в бюджете-2020 должны заложить еще 500 миллионов гривен.

На заседании Комитета по образованию, науке и инновациям обсуждали предложения о пересмотре расходов на отдельные бюджетные программы. Напомним, что в проекте Госбюджета-2020 на научную и научно-техническую деятельность было предусмотрено 10 101,7 млн грн, из которых по общему фонду государственного бюджета — 7 314,6 млн грн. Эта сумма далека от предусмотренных Законом «О научной и научно-технической деятельности» 1,7 процента ВВП, констатировал председатель комитета Сергей Бабак. В ответ на это директор департамента расходов бюджета в гуманитарной сфере Министерства финансов Роман Ермоличев отметил: мы пока не можем себе позволить заложить на развитие науки 60 миллиардов гривен.

Между тем правительство предлагает развивать грантовое финансирование науки. В частности, на 2020-й почти вдвое увеличены расходы на Национальный фонд исследований. «В этом году было 260 миллионов, на следующий предлагается 526,4 млн грн, — анонсировал Роман Ермоличев. — Надеемся, фонд все-таки заработает и будет оказывать грантовую поддержку научных исследований».

Анна Новосад предложила увеличить расходы по бюджетной программе «Научная и научно-техническая деятельность заведений высшего образования и научных учреждений» на почти 206 миллионов гривен. «Если это не будет учтено, мы не сможем на следующий год, например, профинансировать центры коллективного пользования оборудованием», — объяснила министр. МОН предлагает также добросить денег на базовое финансирование университетской науки — поддержку приоритетных направлений научных исследований, научно-технических разработок в заведениях высшего образования. «Просим заложить сумму в 427 млн грн, а не 100 миллионов, которые есть ныне в проекте бюджета», — добавила Анна Новосад.

Нуждаются в корректировании и расходы на образование. В проекте Госбюджета на 2020 год на эту сферу предусмотрены 136,4 млрд гривен. К сожалению, в образовательную субвенцию не включены расходы на увеличение зарплат педагогическим и научно-педагогическим работникам, предусмотренные постановлением № 822 от 10 июля 2019 года, которое осталось в наследство от предыдущего правительства.

По словам Романа Ермоличева, реализация этого постановления в полном объеме, то есть повышение зарплат всем категориям педагогических, научно-педагогических и научных работников заведений и учреждений образования и науки, потребует 43 миллиардов гривен из государственного и местных бюджетов. Поэтому МОН и Минфин стараются найти менее затратный путь для его реализации (хотя бы частичной).

МОН подготовило несколько сценариев развития событий. В частности, рассматривается возможность повышения зарплаты лишь отдельным категориям педагогических работников учебных заведений (руководителям, методистам и воспитателям дошкольных заведений и молодым учителям) — за счет установления с 1 января 2020-го ежемесячных надбавок и ежегодных доплат, привязанных к прожиточному минимуму. Как вариант предлагают также просто уменьшить предусмотренные 822-м постановлением коэффициенты определения должностных окладов.

При обсуждении народный депутат Юлия Гришина предложила к двум упомянутым категориям просвещенцев добавить еще и мастеров производственного обучения, получающих мизерную зарплату. А ее коллега Инна Совсун советetn рассматривать повышение зарплат исключительно в контексте проекта закона о полном общем среднем образовании, который ныне готовят ко второму чтению. В итоге председатель комитета Сергей Бабак призвал подумать над несколькими сценариями выполнения постановления — или отложить повышение зарплат до 1 сентября, пока не будет принят закон о среднем образовании, или повысить их с 1 января только двум категориям просвещенцев, или найти третий вариант. На момент, когда материал готовился в печать, решение по этому вопросу еще не было принято.

Фото: пресс-служба Кабмина