Депутат Ивано-Франковского облсовета Андрей Левкович, директор ООШ № 1 Иван Антошко, начальник Городенковского районного отдела образования Светлана Ивасюк.

Фото автора.

На Прикарпатье функционируют 16 опорных школ. По итогам мониторинга Министерством образования и науки, у области — самый высокий показатель по количеству филиалов на одно такое заведение. Например, у Рогатинской специализированной школы № 1 — целых пять.

Эта опорная школа создана одной из первых — еще в 2016 году. Тогда же — Большовцевская и Войниловская. Тогда они совокупно получили 7 млн грн государственной субвенции. За эти средства провели внутренний и внешний ремонт.

Следующие два года из госбюджета средства на опорные школы имели целевое назначение: на энергосберегающие мероприятия и приобретение оборудования. За счет областного бюджета библиотеки всех опорных школ обеспечены литературой.

Совместно с областным институтом последипломного образования департамент образования и науки ОГА реализовал проект методического усиления преподавания предметов, учебно-воспитательного процесса.

Несмотря на это, в районах не спешат создавать новые опорные школы. Влияния на этот процесс областная власть не имеет. Решения принимают органы местного самоуправления. Именно в этом и проблема.

«Чтобы стать опорной, школа подает проект на конкурс. Рассматривают соответствие материально-технического обеспечения заведения, преподавательский потенциал, перспективу наполнения классов. Бывало такое, что школа отвечала всем параметрам, а все осталось по-старому. Так произошло в прошлом году в селе Нижнев Тлумачского района. Местные депутаты только в этом году приняли решение», — комментирует ситуацию главный специалист отдела общего и среднего образования департамента Наталия Пигач.

Польза от опорных школ очевидна, ведь в них — лучшее качество образовательных услуг. Видимо, понимают это все — местные власти, педагоги, родители. Но учебные заведения, которые должны стать филиалами опорных, оказывают сопротивление. Прежде всего потому, что не хотят терять статус юридического лица. Какой директор хочет лишиться насиженного места? Из-за перспективы потерять нагрузку бунтуют и учителя.

Обеспокоены и громады, опасаясь, что такие изменения могут привести к постепенному закрытию школы. Как следствие — педагоги разъедутся на заработки. А там — и село придет в упадок. Склоняют к такому мнению и родителей.

Не учитывают одного. Мировая практика подтверждает, что качественное образование дети могут получить в современных заведениях с соответствующим техническим наполнением, использованием передовых технологий. Обеспечить это самостоятельно маленькое село не в состоянии. Из районного, областного и госбюджетов такие расходы также нерациональны, да и не финансируются. Как результат — школьники  не имеют доступа к современным образовательным услугам.

Как сообщила начальник отдела образования Городенковской РГА Светлана Ивасюк, в этом году подана на конкурс по созданию опорной школы городская ООШ № 1. Она крупнейшая в районе по количеству учеников — 803. Здесь перекрыта крыша, утеплены стены всех корпусов. Школа имеет надлежащее материально-техническое обеспечение. О потенциале заведения и уровне квалификации педагогов свидетельствуют призовые места на всеукраинском уровне предметных олимпиад и высокий рейтинг по итогам ВНО.

В конце концов, практика создания больших образовательных центров не нова. При Советском Союзе на район было несколько средних школ, куда ходили дети из окрестных населенных пунктов. Но тогда  громады никто не спрашивал. Например, в Чернелицкую, что в Городенковском районе, доставляли паромом из-за Днестра, из соседней Тернопольщины. Дети жили в пришкольных интернатах. Зато выпускники стали и академиками, и профессорами. А в позапрошлом году именно эта школа потеряла 3 млн грн, которые могла получить как опорная, поскольку взбунтовались соседние села.

Вопрос обсудили на совещании в Ивано-Франковской облгосадминистрации. Директор департамента образования, науки и молодежной политики ОГА Виктор Кимакович подвел итоги внедрения Новой украинской школы, отметил достижения и проблемы, волнующие педагогических работников и руководителей учебных заведений в условиях реформирования отрасли. Акцентировал внимание на создании опорных школ.

Руководитель ОГА Денис Шмыгаль отметил, что органы государственной власти совместно с местным самоуправлением должны брать ответственность за дальнейшее развитие образовательной отрасли. Но как достучаться до громад?