Некоторые чиновники, которые в силу своих служебных обязанностей контактируют с аграриями, считают, что объединенная территориальная громада должна иметь в составе своего правления подразделение или специалиста, ответственного за сельское хозяйство.

— Такая необходимость есть, — объясняет замдиректора Департамента агропромышленного развития Луганской ОГА Любовь Безкоровайная. — Развитие территории часто зависит непосредственно от сельского хозяйства, а основные функции по его управлению выполняет государство, которое финансирует ряд своих программ.

Аграрный рынок называют гарантом экономической независимости Украины, ведь именно предприятия аграрного сектора приносят нашему государству около 40% общей валютной выручки.

На Луганщине такая же картина. Валютную выручку области обеспечивают три предприятия аграрной сферы: Беловодский маслобойный завод, ООО «Сватовское масло» и ООО «Агро Кэпитал Груп ЛТД» — маслопрессовый завод в Троицке.

В Беловодске уже создана громада, и управления сельского хозяйства в районной исполнительной структуре не осталось. А вот в Троицке оно существует, но за внедрение государственных программ не отвечает и даже не доносит до фермеров информацию о возможностях государственного финансирования. Я с этим столкнулась во время встречи с фермерами района. Они задавали мне много вопросов, и их желание принять участие в государственных проектах было очевидным. Ведь на льготных условиях можно получить средства для развития своих хозяйств. Если бы в составе правления ОТГ были специалисты, отвечающие за работу с сельхозпроизводителями, картина была бы совсем иной. Руководители ОТГ в своих структурных подразделениях должны заниматься развитием сельского хозяйства и для этого нужен специалист, который разбирается и в растениеводстве, и в животноводстве, и в переработке.

Свое мнение высказал и председатель Лозно-Александровской ОТГ Алексей Леонов:

— Мы не против того, чтобы у нас появился такой специалист, но надо подумать, какие финансовые расходы понесет громада на его содержание. У нас вместе с единоличниками где-то 17 фермеров. В штате у нас есть землеустроитель, есть человек, отвечающий за экономическое развитие громады. Возникает вопрос: чем будет заниматься специалист, работающий с фермерами? Громада создана всего полтора года назад и только становится на ноги. Итак, для нашей малочисленной громады этот вопрос не актуален. Но если увидим, что такой специалист все-таки нужен, то подумаем, как оплачивать его работу.

Коллегу поддерживает председатель Привольской ОТГ Мирослава Ляшенко:

— Такой малочисленной громаде, как наша, действительно трудно. Основной наш доход дает земля. Но пока мы не можем выделить средства из своего бюджета даже на подготовку генерального плана территории, провести инвентаризацию земли. В то же время специалист по сельскому хозяйству нам нужен, потому что нужен контроль того, какие именно культуры выращивать фермерам. Вы, наверное, заметили, что все наши поля засажены подсолнечником. Это паи. С тех пор как их отдали в аренду, они из года в год засеваются подсолнечником. Но это же истощает землю! И когда придет время забрать эти наделы, представьте, какими они вернутся? Должен быть контроль целевого использования земель.

Вадим Гаев — руководитель Новопсковской громады — не был категоричен:

— Я пока не до конца понимаю, какую функцию может выполнять специалист по сельскому хозяйству в составе исполкома. Всегда полагаюсь на мнение экспертов, и поскольку вопрос остро не стоит, считаю, что на данном этапе такая структура нам не нужна. У нас есть отделы экономики, земельных ресурсов и они справляются со своими задачами. Отдел экономики, в частности, является достаточным коммуникатором, который собирает и распространяет информацию среди сельхозпроизводителей, направляет их возможности и вызовы в правильное русло. А что касается контроля использования земельных ресурсов, то для этого у нас создан специальный отдел.

Интересное мнение по данному вопросу высказал руководитель Луганского центра развития местного самоуправления Игорь Агибалов:

— Территориальные подразделения центральных органов исполнительной власти порой навязывают громадам необходимость создания каких-то подразделений. На мой взгляд, не надо рассматривать громаду как преемника района или города. Громады не сразу проходят все стадии становления. На это надо время. То есть год-два, когда появится понимание приоритетов, которые нужны. Меня беспокоит другое. Сегодня многие громады заняты поиском средств не через развитие экономики собственной базы, а через проектную деятельность, поиск заемных, грантовых, государственных средств. Поэтому даже те экономические подразделения, которые уже существуют, сейчас «заточены» на эту деятельность. Конечно, это неправильно. По закону государство предоставляет финансовую поддержку в становлении громад в течение пяти лет. И за это время нужно сформировать свою экономику, оптимизировать расходы на содержание социальной сферы, потому что дальше придется работать самим.

Часть громад это поняла, и основное внимание сосредоточивает именно на развитии экономической составляющей.

Правда, о больших производствах речь не идет. Преимущественно громады покупают технику для коммунальных предприятий и начинают собственное производство, например, тротуарной плитки или каких-то комплектующих — для хозяйства громады. Таким образом создают рабочие места.

Это видим в Белокуракинской, Новопсковской громадах. Далее согласно программе поддержки США по экономическому развитию громад будут работать Новопсков, Беловодск и город Старобельск.

Информация о реализуемых правительством государственных программах сегодня поступает в громады только через райгосадминистрации, поскольку согласно Бюджетному кодексу программы должны пройти через структурные подразделения РГА. И это одна из немногих причин, оправдывающих существование РГА. А грантовые программы абсолютно доступны, потому что не имеют посредников.

Вопрос создания аграрных отделов или других структур в громадах пока не решен и на законодательном уровне.

Луганская область.