Так выглядит Нефтегавань Херсона со стороны реки Кошевая.

С ними борются, а они... процветают

Борьба с теневым рынком нефтепродуктов на Херсонщине напоминает скорее единоборство с мифической гидрой. Ты ей одну голову срубил, а взамен десять выросли. Может, именно потому от «бизнес-подполья» никак избавиться не удается. Судите сами: только за девять месяцев нынешнего года в крае разоблачили шестнадцать АЗС, которые действовали без разрешений и лицензий. Но за такой же промежуток времени прошлого года таких же нелегальных заправок ликвидировали тринадцать (данные Главного управления Государственной налоговой службы в Херсонской области, АР Крым и Севастополе). То есть размах «черного» предпринимательства меньше не стал. И это еще мягко говоря. Здесь и возникает неудобный для властей вопрос: почему до сих пор не выявлен источник, питающий разветвленную сеть теневой торговли топливом?

Ведь для того чтобы «пиратская» заправка приносила прибыль, недостаточно купить несколько колонок и резервуар для заполнения ГСМ. Надо еще обеспечить постоянное поступление сюда такого же нелегального горючего. А такие каналы точно существуют, если судить по статистике налоговиков — проблем с заполнением резервуаров никаких. Кто бы иначе вкладывал деньги в покупку резервуаров, если заполнить их было бы нечем?

Поток перетекает «налево»

Херсонцы, не очень осведомленные в тропках-дорожках теневого бизнеса, по этому поводу только удивляются. А и вправду, ну где торговцы берут горючее без акциза, если ни своего производства нефтепродуктов (Херсонский нефтезавод остановлен более десяти лет назад), ни нефтяных скважин или действующего нефтепродуктопровода на территории региона просто нет. А не такие и большие поступления с нефтеперерабатывающих заводов других регионов Украины жестко контролируются. Следовательно, поток «черного золота», из которого государство не получает акциза, струится где то в другом месте. И это, скорее всего, контрабанда.

Искать его можно, обратившись, например, к географическим отметкам. Самое большое количество нелегальных АЗС налоговики и полицейские из года в год выявляют в Бериславском, Голопристанском, Каховском и Алешковском районах области — то есть возле тех населенных пунктов, которые близки к дельте Днепра. Совпадение? Не думаю, как любит говорить одиозный московский фейкомет. Возможно, причина в том, что так удобнее и дешевле получать горючее, и здесь ближе всего проходит канал его поставок. Откуда он взялся? Здесь поле для предположений значительно шире.

Ведь водный путь для поставок может быть довольно разветвленным. Так, крупные порты Херсона и Скадовска не имеют инфраструктуры для приема горючего из танкеров. Однако в низовье Днепра постоянно появляются наливщики типа «река-море», везущие ГСМ из Румынии. Направляются они в Херсонскую нефтегавань, и что там творится в течение последних пяти лет — для общественности и журналистов секрет.

Нефтегавань, или Херсонский нефтеперевалочный комплекс, при президентстве Виктора Януковича контролировался бизнес-империей его «кошелька» Сергея Курченко. Уже тогда ходило много слухов о масштабных аферах с контрабандным горючим, но в изобличения или скандальные судебные процессы это «не выливалось» — у «кошелька» все было под контролем. После известных событий 2014 года ХНПК передали в управление Госпредприятию по обеспечению нефтепродуктами, и Нефтегавань продолжала принимать импортное дизтопливо, которого на тот момент Украине остро не хватало. Хотя при мощности в миллион тонн ГСМ в год терминал наполовину загружен.

Теперь Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА) планирует передать объекты нефтеперевалки в Херсоне в управление другой хозяйственной структуре. Это то, что известно официально. А неофициально слухи о контрабанде как циркулировали, так и продолжают циркулировать. Херсонская таможня о них ни гугу — с тех пор, как она превратилась в «отстойник» для высокопоставленных чиновников-таможенников с запятнанной репутацией, там общение с медиа фактически прекратили. Пожалуй, в почете принцип: «Вы нас не трогайте, и мы вас не будем трогать». По-видимому, с контрабандой так же?

Сергей ЯНОВСКИЙ.

Фото из архива автора.

Херсон.

Факт

Только в 2019-м сотрудники ГУ ГНС в Херсонской области, АР Крым и Севастополе изъяли на подпольных заправках 131 тонну бензина и дизтоплива на 2,3 миллиона гривен.

Факт

Эксперты подсчитали, что объем продаж бензина и дизтоплива через теневые АЗС достигает почти полмиллиона тонн в год. Общие потери государственного и местного бюджета от нелегальной торговли ПММ Нефтегазовая ассоциация Украины оценивает в десять миллиардов гривен, которые при других обстоятельствах пошли бы, в частности, на ремонт разбитых отечественных автотрасс.

Цитата

«Нелегальные автозаправки, заполонившие Херсонщину, создают проблему как для жителей области, так и для самого города Херсон. Заправочные пункты устанавливают без разрешительных документов с нарушением всех требований. Из-за деятельности нелегалов мимо местных бюджетов проходят миллионы гривен в месяц, а жители Херсонщины живут как на пороховой бочке»

(Пресс-служба Главного управления Гоструда в Херсонской области).

Между тем

На днях, к примеру, нелегальную АЗС обнаружили в городе Дубно. Всего же на территории Ривненщины в сентябре выявлены и закрыты 135 «теневых» АЗС. Полицейские территориальных отделов и отделений полиции пресекли деятельность 23 незаконных АЗС, остальные закрылись сами после проведенной разъяснительной и профилактической работы.

Как сообщили в отделе коммуникации областной полиции, по результатам проверок мобильных групп полицейские оформили 20 административных материалов, следователи внесли сведения в Единый реестр досудебных расследований по четырем фактам.

Александра ЮРКОВА.

Ривное.