2 октября, Сумы, остановка «59-й километр». Пассажиры заблокировали железнодорожный путь.

Фото предоставлено автором.

В Сумах произошло чрезвычайное происшествие: пассажиры, которые на железнодорожной платформе «59-й километр» ждали прибытия пригородного поезда Ворожба — Смородино, заблокировали путь, чтобы заставить машиниста сделать остановку. Ее вместе с несколькими другими отменило железнодорожное начальство.

«Разруливать» пришлось полицейским

Об отмене на Сумщине шести остановок для 24 пригородных поездов «Голос Украины» 24 сентября рассказывал в публикации «В Сумской области железная дорога давит на властей пассажирами». Руководство Регионального филиала «Южная железная дорога» сообщило жителям области, что несколько остановок отменяются из-за убыточности льготных пассажироперевозок и потому, что бюджеты территориальных громад не возмещают ведомству эти убытки. Почему перевозчику задолжали местные власти, а пострадали от этого пассажиры пригородных поездов, которых заставили тратить дополнительные время, деньги, физические усилия и нервы, — для людей осталось непонятным. Из-за чего, собственно, они и прибегли к радикальной акции протеста. 

Поезда перестали останавливаться 30 сентября, а железнодорожный путь у платформы «59-й километр» сумчане заблокировали 2 октября. На место происшествия кто-то вызвал полицию. Правоохранители достаточно оперативно урегулировали ситуацию: машинист открыл двери вагонов дизель-поезда, пассажиры зашли во внутрь, и поезд поехал дальше. Все закончилось хеппи-эндом, но могло завершиться и значительно печальнее: из размещенных на вокзалах громкоговорителей часто звучат ведомственные напоминания о том, что железная дорога — это зона повышенной опасности. Пассажиров об этом предупреждают, а сами забывают.

В тот же день состоялся телефонный разговор городского головы Сум Александра Лысенко с руководством Регионального филиала «Южная железная дорога». Стороны договорились о подписании дополнительного соглашения по устранению финансовых недоразумений. Железная дорога считает, что бюджет областного центра должен за перевозку льготников почти 5 млн грн, а в городской смете на это заложен   только миллион. Вопрос вынесут на внеочередную сессию Сумского горсовета, которая должна состояться 16 октября.

Еще неизвестно, какое решение примут депутаты, но уже сейчас можно утверждать, что план железнодорожников сработал. Им не пришлось самим «воевать» с горсоветом, обосновывая величину финансовых претензий, или «выбивать» деньги из местного бюджета в каком-то хозяйственном суде. Эту «черновую» работу железнодорожники перевели на пассажиров. Когда-то примерно так «работали» коммунальные службы: если в подъезде многоэтажки кто-то задолжал много денег за тепло, теплоноситель не шел ни в одну из квартир, пока соседи (а не кредиторы!) не заставляли должника ликвидировать недоимку.

И не хотят, и не могут

Кроме Сумского горсовета, железная дорога имеет финансовые претензии к Тростянецкой ОТГ. На территории этой громады с 30 сентября отменили три остановки для 11 пригородных поездов. 1 октября председатель Тростянецкой ОТГ Юрий Бова провел пресс-конференцию, где сообщил: железнодорожники по итогам 9 месяцев 2019 года выставили громаде за перевозку льготников счет аж на 1,7 млн грн. «Громада с такими сверхвысокими цифрами не согласна!» — заявил Ю. Бова. Он сообщил, что в прошлом году за перевозку льготников Тростянецкая ОТГ перечислила железной дороге 280 тыс. грн. Такая же сумма заложена и в нынешний бюджет.

В течение четырех дней, с 26 сентября по 29 сентября включительно, работники Тростянецкой ОТГ во исполнение распоряжения председателя громады тщательно изучали пассажиропоток на пригородном железнодорожном транспорте. По станции Тростянец-Смородино за четыре дня были перевезены 394 льготника на общую сумму 6 тыс. 516 грн. Из них жителей Тростянецкой ОТГ насчитали 265 человек, обслуживание которых стоило железной дороге 4 тыс. 688 грн. Остальные пассажиры оказалась жителями других населенных пунктов или громад. Но на железной дороге почему-то считают: где льготник воспользовался поездом, там за него и должен заплатить бюджет.

Пропустив подробности и сократив этапы арифметических подсчетов, сообщим конечный результат: в Тростянецкой ОТГ считают, что местный бюджет должен железной дороге максимум 413,5 тыс. грн — это в четыре раза меньше, чем насчитали в ведомстве. За «чужих» льготников из бюджета громады не только не хотят, но и не имеют права платить.

По словам Юрия Бовы, проблему льготных пассажироперевозок громада пытается урегулировать еще с сентября 2018 года. С этой целью на станции Тростянец-Смородино установили терминалы-валидаторы, где пассажиры учитываются по «Карточкам жителя Тростянецкой ОТГ». Полученные через эту систему данные также существенно отличаются от тех, на которые опирается железная дорога, выставляя громаде огромные счета за обслуживание льготников.

Ю. Бова сообщил, что уже в ближайшее время состоится его встреча с железнодорожным начальством, в ходе которой еще раз попытаются достичь взаимопонимания. А пока можно вместо пригородных поездов пользоваться коммунальными автобусами Тростянецкой громады, которые отправятся в дополнительные рейсы и бесплатно будут возить льготников.