Критическое состояние авиационной промышленности и необходимость принятия решительных и неотложных шагов на пути к ее спасению обсуждали участники собрания в рамках выставки «Оружие и безопасность-2019».

Напомним, хоть еще в июне прошлого года Кабмин Украины принял «Стратегию возрождения отечественного авиастроения на период до 2022 года», никаких сдвигов, кроме разве что намерений, пустых меморандумов и обещаний со стороны государства, авиастроители не ощутили. Нет министерства или хотя бы государственного комитета, бюро — назовите как угодно — которые бы решали проблемы отрасли! Наверное, из-за этого она не имеет даже своей строки в главной смете страны. Об этом говорили на Конференции авиационной промышленности Украины.

После окончания действия «Государственной комплексной программы развития авиационной промышленности Украины на период до 2010 года» новые программы не принимались. Да и ранее на такие государственные программы не хватало средств. За 2002—2007 годы упомянутый документ был профинансирован лишь на неполных 20%.

Тем временем стараниями отечественных авиастроителей Украина остается одной из семи стран, владеющих полным циклом создания авиационной техники. Авиапром Украины является крупнейшей отраслью ОПК и машиностроения, приоритетной отраслью экономики, определенной на законодательном уровне! Именно в Украине самая лучшая школа производства транспортных самолетов в мире! Последние мировые тенденции демонстрируют, что развитые государства оказывают активную поддержку развитию своего отечественного производства, правительства и главы государств проявляют заботу об этом. «Самолеты продают не менеджеры по продажам, самолеты продают президенты. Есть такой принцип», — сказал Премьер-министр Украины Алексей Гончарук в одном из телеэфиров. Но, к сожалению, на конференцию  ни один чиновник из Кабмина или Минэкономразвития, несмотря на приглашения, дороги не нашел.

Авиационная промышленность обеспечивает экономический мультипликационный эффект для сопредельных отраслей экономики, объединенных одной технологической цепью. Так, по разным оценкам, одно рабочее место в авиапроме стимулирует создание от 8 до 12 рабочих мест в сопредельных отраслях, а также дополнительные рабочие места в инфраструктуре и сфере обслуживания.

Свыше 50 предприятий обеспечивают сегодня работой 70 000 работников, которые генерируют миллиарды гривен дохода в государственный бюджет Украины. Имея замкнутый цикл производства самолетов, украинские предприятия могут выпускать такие современные конкурентоспособные самолеты, как Ан-178, Ан-148, Ан-158, Ан-132. Среди них и самый большой в мире самолет семейства Ан-225 — «Мрия».

К сожалению, сегодня авиационная отрасль оказалась в затруднительном положении без надлежащей поддержки государства, вопреки мировому опыту, который демонстрирует, что каждое авиационное государство помогает собственному авиастроению, субсидирует (о чем, например, ярко свидетельствует соответствующий спор Boeing и Airbus во ВТО), лоббирует его интересы как перед иностранными партнерами, так и внутри страны. Всего этого в Украине и близко нет. Предприятия отрасли имеют лишь незначительные льготы и вынуждены самостоятельно решать собственные проблемы.

Хотя, кажется, лед тронулся! Министерство внутренних дел Украины выразило намерение приобрести самолеты у госпредприятия «Антонов» для потребностей Госслужбы по ЧС и Национальной гвардии. В ходе выставки «Оружие и безопасность-2019» подписан меморандум о намерениях сотрудничества между МВД и ГП «Антонов». Речь идет о приобретении 13 самолетов: девяти для потребностей ГСЧС и четырех для Нацгвардии.

Конференция авиационной промышленности призвана привлечь внимание органов государственной власти, высших должностных лиц и общественности к недопустимости потери гордости нашей страны — авиационной промышленности, а ее участники единодушны в своем стремлении сохранить отрасль и развивать ее. 

Для этого, по их мнению, нужна политическая воля, желание защищать отечественное производство и заботиться о грядущих поколениях.

Соб. инф.