В конце августа этого года в Верховную Раду был внесен проект закона о молодежи (регистр. № 2076), вызвавший возмущение во многих общественных организациях, прежде всего детских. 2 октября этот законопроект был отозван на доработку. Именно с целью широкого обсуждения и анализа современного состояния молодежной политики на днях в Комитете по делам молодежи и спорта прошел круглый стол «Пути усовершенствования государственной молодежной политики».

Чтобы не только в столице

Открывая заседание, председатель подкомитета по вопросам государственной молодежной политики Ирина Борзова (на снимке) отметила, что перед внесением системных изменений в законодательство их необходимо обсудить с представителями молодежных и детских общественных организаций, студенческого и ученического самоуправления, учеными и местными органами исполнительной власти. Также Ирина Наумовна отметила: нужно сделать так, чтоб не только городская, но и сельская молодежь имела возможность надлежащим образом развиваться и принимать участие в строительстве государства.

Сначала — стратегия

Заместитель министра молодежи и спорта Александр Ярема рассказал, что уже почти год продолжается работа над Стратегией развития молодежной политики в Украине до 2030 года:

«Существует и действует программа «Молодежь Украины 2016—2020», но необходима стратегия, согласно которой в дальнейшем будем формировать законодательную и нормативную базы. Был изучен опыт коллег из ЕС, которые имеют горизонт планирования до 2030-го.

Что мы видим в молодежи 2019 года? Недостаточный уровень активности, низкая предприимчивость и мобильность, большой разрыв между компетенциями и потребностями рынка труда, демографические проблемы, высокий патернализм (убеждение, что кто-то должен прийти и решить мои проблемы), серьезные вызовы в сфере безопасности (а они препятствуют самореализации и приводят к низкой продолжительности жизни).

Какой в результате хотим видеть молодежь в 2030-м? Такой, которая имеет возможность и желание самореализоваться в Украине; ориентируется на физическое и ментальное здоровье и осознает свою ответственность за него; проявляет инициативу в социуме и определяет собственные цели; создавая семью, и дальше развивается, принимает участие в общественной жизни; имеет равный доступ к правам, возможностям и качественным услугам; имеет стойкость к жизненным вызовам и непредвиденным изменениям, не теряет ощущения счастья.

Чтобы достичь этого, основными приоритетами молодежной политики станут:

* безопасность и жизнестойкость (безопасность в сети, развитие медиаграмотности и критического мышления; психологическая помощь, профилактика стресса и депрессии; практики положительного родительства и разрушение стереотипов в воспитании детей);

* здоровый образ жизни (укрепление ментального и физического здоровья; профилактика и противодействие разным формам зависимости; предотвращение распространения ВИЧ и других инфекций; развитие физической культуры и поддержка неформальных спортивных движений и инициатив);

* развитие состоятельности (внедрение лидерства и предприимчивости через учебные заведения; развитие волонтерства и гражданских компетенций открытого общества; программы личного роста);

* интегрированность в мир (повышение мобильности и международные молодежные обмены; привлечение к деятельности в Украине молодежи из-за границы, прежде всего из диаспоры; формирование расширенного понятия украинскости, которое базируется на ценностях и сознательном выборе)».

Александр Ярема отметил, что это еще проектный документ и дискуссии продолжаются, но именно на этой стратегии будут базироваться и изменения в законодательные акты, и государственная целевая программа «Молодежь Украины».

Необходим Фонд поддержки инициатив

Народный депутат Иван Крулько:

«В Украине законодательство о молодежи сформировалось еще в начале независимости, то есть фактически на советской традиции и представлениях о роли и реалиях молодежи. Ныне есть два закона и одна декларация, а нужен один закон, который объединит все.

Обновление необходимо. Например, балтийские страны уже работают над третьим и четвертым обновлением молодежного законодательства. В Молдове молодежные работники и центры признаны законом. Мы — аутсайдеры в этом вопросе. Организациям, работающим с детьми и молодежью, нужна институционная поддержка.

Важно имплементировать в закон Европейскую хартию о привлечении молодежи к принятию решений: чтобы на всех уровнях действовали молодежные советы. Чтобы они, как и в ЕС, развивали свои сети, привлекали волонтеров. Никаких решений для молодежи без участия молодежи!

Почти за тридцать лет независимости у нас не построен с нуля ни один объект молодежной инфраструктуры (за исключением Пластового центра в Буче). Вместе с тем есть целая сеть детско-юношеских библиотек — 16 тысяч по всей стране, которые могут стать не только собранием книг, но и молодежными центрами — открытым креативным пространством, коворкингом. Пусть служат нуждам молодежи!

Государственных денег никогда не хватит, а молодежная политика всегда финансировалась по остаточному принципу. Поэтому частью этого закона должен стать и Фонд поддержки молодежных инициатив! Его основная задача — значительно расширить источники финансирования и количество средств для молодежных программ».

Все делают люди

Анна Острикова из Программы развития ООН в Украине:

«В Украине молодежная политика всегда держалась на людях. И если не поддерживать тех, кто на местном и региональном уровнях непосредственно работает с молодежью, если не обеспечить им достойные условия труда и зарплаты, то все намерения останутся намерениями... Обратите внимание на текучесть кадров! Мы проводим тренинги, но они — не панацея. Из тех, кто проходит обучение, остаются только 30%. Прежде всего из-за низких зарплат. И молодежная политика должна быть не третьей или пятой задачей работника, а приоритетом, признанным на национальном уровне. Для этого надо выделить этих специалистов в отдельную группу и позаботиться, чтобы они были в каждом населенном пункте.

Ныне молодые люди выезжают за границу не только потому, что нет работы, но и потому, что после работы им некуда пойти и повести детей. И здесь социальный фактор, а также молодежная политика очень мощно влияют на демографию. Каждый молодой человек должен знать, где он может получить помощь, где содержательно отдохнуть. Закон ориентирован на развитие человеческого капитала. И это приоритет национальной безопасности. Потому что по прогнозам демографов в 2030 году не будет кому работать».

О центрах, налогах и бесплатном проезде

Заместитель председателя комитета Василий Мокан отметил, что у молодежной политики есть две ноги: молодежные работники и доступные центры. И привел статистику. Во Франции, например, каждый год готовят 50 тысяч работников с молодежью. В Эстонии на 300 молодых людей — один центр. У нас цифры пока значительно скромнее. В Украине срочно должны заработать не менее 30 тысяч центров.

Представители Всеукраинского общественного детского движения «Школа безопасности» тоже сделали акцент на важности поддержки кадров: «Не все могут позволить себе роскошь работать бесплатно. А ныне мы, по сути, волонтеры, трудимся в свободное от работы время. Поездки на международные соревнования — за средства родителей. Решением могло бы стать внедрение опыта некоторых стран, где родители платят налог не государству, а общественным объединениям, занимающимся с их ребенком».

Член Национального Совета "Национальной Организации Скаутов Украины" Виолетта Пугачева рассказала о преимуществах скаутских образовательно-воспитательных программ и отметила, что в государстве не хватает механизмов сотрудничества госучреждений с неформальным образованием. А представительница Ассоциации девушек-гайдов Украины Мария Макодзева озвучила основную потребность почти всех скаутских групп: «Из-за отсутствия помещений детям негде собираться. Мы не просим денег, а лишь возможности бесплатно арендовать классы в школах, которые вечером пустуют».

Ирина Пеша из Государственного института семейной и молодежной политики внесла и такое предложение: «А давайте начнем с того, что... прекратим реформировать! Ведь чтобы получить эффект от реформ, должно пройти минимум пять лет постоянного развития. У нас же в молодежной политике постоянно меняют управленческую систему и подчинение. Все время — в состоянии реформ. На местном уровне за этим просто не успевают. Если молодежь — это треть населения, это кадровый, трудовой и демографический ресурс страны, то молодежное законодательство должно быть не декларативным, а приоритетным, реальным, подкрепленным финансированием и кадрами».

Предложения учтут

Вопрос привлечения сельской молодежи стоит особенно остро, ведь кое-где в селах нет не то что инфраструктуры для содержательного досуга, а даже рейсовых автобусов... К тому же, не все руководители ОТГ понимают важность молодежной политики.

Прозвучало и предложение сделать по примеру ЕС бесплатный проезд школьникам во время каникул, а также существенные скидки в случае проезда всей семьи.

Участники круглого стола поддержали необходимость возрождения молодежного кредитования, организацию путешествий школьников в другие регионы страны, а также создание сети молодежных центров и других объектов инфраструктуры. Молодежные центры не окупятся никогда. Их цель — не прибыль, а привлечение молодежи к развитию государства.

Ирина Борзова сделала акцент на том, что круглый стол станет первым этапом совместной работы комитета с молодежными организациями и учеными, и заверила: все предложения участников будут внимательно изучены и учтены.