А также внести изменения в формулу распределения образовательной субвенции между местными бюджетами, утвержденную постановлением Кабмина 27 декабря 2017 года № 1088. Такое решение приняли по результатам обсуждения состояния подготовки учебных заведений к 2019/2020 учебному году.

Недостатки в распределении образовательной субвенции привели к дефициту средств в отдельных регионах, констатировали народные депутаты. И предложили при определении объемов финансирования учитывать реальный контингент учеников в школах, прежде всего в городах со значительным приростом населения. Кроме того, считают необходимым уменьшить расчетную наполняемость классов для городов областного значения и учесть оплату труда педагогических работников, которые обеспечивают индивидуальную форму обучения. Советуют также добавить расходы на замену временно отсутствующих работников в школах и учесть реальную необходимость в средствах на оплату труда воспитателей групп продленного дня.

Заместитель председателя комитета Сергей Колебошин обратил внимание на проблему с образовательной статистикой, которую подают из областей, районов и ОТГ. Ее достоверность — под вопросом, что вызывает дополнительные проблемы и при формировании бюджетов, и при создании сети опорных школ. По словам министра образования Анны Новосад, сейчас таких заведений 843, однако в некоторых из них всего лишь по 50—60 учеников. «Отчитываясь о количестве, должны уделять больше внимания качественным показателям и определить критерии, какой должна быть успешная опорная школа», — считает Сергей Колебошин. По словам профильного министра, эти требования выпишут в новом законе «О полном общем среднем образовании».

Усовершенствованию сети учебных заведений мешает плохое состояние дорог и дефицит школьных автобусов. Значительная часть имеющейся техники изношена. По данным МОН, в целом потребность в школьных автобусах на 1 августа текущего года составляла 1082 единицы. До конца года облгосадминистрации планируют приобрести 298.

По мнению председателя комитета Сергея Бабака, необходимо усовершенствовать порядок использования образовательных субвенций из государственного бюджета местным бюджетам и убрать преграды, мешающиет освоить средства своевременно. Министр образования Анна Новосад сообщила: из 1,3 миллиардов гривен субвенции на обеспечение качественного, современного и доступного общего среднего образования «Новая украинская школа» в этом году использовано 66 процентов. Заложенные в ней средства на закупку мебели и дидактических материалов использованы на 75,7 процента, а на переподготовку учителей — всего на 18 процентов.

Народные депутаты отметили, что остается нерешенным вопрос распределения по месяцам лимитных назначений средств образовательной субвенции для закупки дидактических материалов, современной мебели, компьютеров и соответствующего мультимедийного контента для «НУШ».

Кроме того, по словам Сергея Колебошина, следует изменить ситуацию, когда недобросовестные участники рынка, пользуясь антимонопольным законодательством, блокируют проведение тендеров на закупку товаров или услуг для школ. По убеждению Анны Новосад, не идут на пользу делу и излишние бюро-кратические процедуры, когда закупку компьютеров и оборудования для подключения школ к Интернету местным властям надо согласовывать с Государственным агентством по электронному управлению.

На комитете также обсуждали ход подготовки ко второму чтению проекта закона «О полном общем среднем образовании» (регистр. № 0901). По состоянию на 11 октября рабочая группа рассмотрела более 300 правок, предложений и замечаний народных депутатов Украины к этому документу. По словам народного депутата Елены Лис, которая возглавляет рабочую группу, ряд положений законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении при участии парламентариев, представителей МОН и Минфина, а также профсоюзов. Больше всего споров вызовут статьи об обеспечении индивидуальной образовательной траектории учеников и территориальной доступности учебных заведений, внедрении педагогической интернатуры, рабочем времени и зарплате педагогов, положении о ликвидации или перепрофилировании школ.