Николай Бабенко, секретарь Комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов, Даниил Бондарь, заместитель руководителя секретариата комитета, Юлия Гришина, член Комитета по вопросам образования, науки и инноваций.

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.

В Комитете Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов состоялось заседание рабочей группы по доработке ко второму чтению проекта закона Украины о внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины относительно устранения норм, нарушающих права и законные интересы работодателей Украины (№ 1233).

При обсуждении речь шла о том, как найти оптимальную модель, чтобы работодателям было экономически выгодно работать прозрачно, в правовом поле, а не выплачивать наемным работникам зарплаты в конвертах. Это предусматривают и международные обязательства Украины, в частности, ратифицированные Верховной Радой две международные конвенции относительно трудовых отношений и Соглашение об ассоциации с ЕС, где наше государство обязалось обеспечить равные условия труда для всех субъектов хозяйствования.

В европейских странах действуют жесткие штрафные санкции за неофициальное трудоустройство без трудовых договоров. В частности, в Голландии штрафы достигают почти 10 тысяч евро. Действующее отечественное законодательство также предусматривает штрафные санкции для работодателей за неофициальное трудоустройство и немалые — до 200 тысяч гривен. Представители бизнеса, профсоюзов и юристы считают такие санкции весьма большими, ведь это уже фактически не предупреждение, а наказание. Во избежание налогообложения, предприниматели нередко прибегают к теневым схемам и даже уголовным преступлениям. Например, как рассказал руководитель департамента правовой защиты ФПУ Дмитрий Лях, были случаи в крупных агрохолдингах, когда у рабочих, которые приехали на заработки из других областей, отбирали паспорта и даже после работы приковывали к батарее, чтобы никуда не сбежали. А когда приезжала с проверкой прокуратура, фирмы куда-то исчезали, а на следующий день регистрировались новые структуры.

Законопроектом предполагается, что перед применением штрафов инспектор труда должен сначала вынести работодателю, у которого есть «теневые» рабочие, предупреждение. Хотя эта норма наиболее дискуссионная. По мнению представителей Минсоцполитики, предупреждение вообще неуместно, а следует сразу штрафовать. Народный депутат Украины Юлия Гришина предложила ввести вместо предупреждения — письменное предписание для работодателей, с указанием срока ликвидации выявленного нарушения. «С экономической точки зрения нам еще очень далеко до европейских стран, — отметила парламентарий. — Сегодняшние штрафы — огромные, что порождает коррупцию среди инспекторов Гоструда».

Комментарий

Председатель рабочей группы — секретарь Комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Николай БАБЕНКО (депутатская фракция политической партии «Слуга народа»):

— Мы обсуждаем вопрос смягчения ответственности субъектов хозяйствования — большого, среднего и малого бизнеса — за правонарушения в сфере трудовых отношений. Основная проблема заключается в том, что в течение последнего года были значительно повышены штрафные санкции для предприятий за нелегальное трудоустройство или другие нарушения трудового законодательства. Например, если приходит инспектор труда и выявляет или считает, что он выявил неоформленные трудовые отношения, на предпринимателя накладывается штраф в размере 200 тысяч гривен за каждое неоформленное лицо. Но довольно часто предприниматели или предприятия нанимают людей не по трудовому договору, а, например, по договору подряда или по гражданско-правовому соглашению. Кроме размера штрафа, существует также проблема в том, что решение о наложении или не наложении штрафа — это субъективное решение инспектора по труду, что порождает огромную коррупцию. А физическое лицо-предприниматель, если на него накладывают штраф, отвечает всем своим имуществом. Это означает, что человеку необходимо продать машину или квартиру для того, чтобы уплатить штраф. Поэтому сегодня мы пытаемся найти баланс, чтобы, с одной стороны, уменьшить коррупцию в этой сфере, а с другой — чтобы не уничтожать малый и средний бизнес. Конечно, люди должны быть официально трудоустроены, ведь это, во-первых, -гарантии их трудовых прав, а во-вторых — доходы в госбюджет. Рассматриваем предложения, чтобы уменьшить штрафы в разы и сделать отдельную систему штрафов для плательщиков на упрощенной системе налогообложения и для всех других субъектов предпринимательства. Для ФЛП предлагается 10 минимальных зарплат (минимальная зарплата ныне — около 4100 гривен), но мы будем настаивать — не больше четырех минимальных зарплат для ФЛП, а для большого бизнеса — 10 минимальных зарплат. Но этот вопрос, как и нужно ли выносить сначала предупреждение работодателям, дискуссионный, его еще должны утвердить комитет и Верховная Рада.