Дата основания Антониевых пещер точно известна благодаря Ипатьевской летописи: «И прислав Стьслав нощь поя Антония к Чернигову. Антоний же пришед к Чернигову и взлюби Болдину гору и ископав пещеру, и ту вселися, и есть монастырь святое Богородицы на Болдиных горах и до сих дни».

«Болд» — это вам не Балда

Испокон веков Болдины горы в Чернигове носят такое название. И впервые они упоминаются в Ипатьевской летописи, но без объяснения названия. Похожего слова в нашем языке нет. Однако есть в санскрите, и значит слово «болд» — дуб. Действительно, и сегодня эта местность покрыта дубами, хотя, конечно, и не так густо, как даже двести-триста лет назад.

Известный археолог Дмитрий Самоквасов в ХIХ веке раскопал здесь около 150 черниговских курганов (а известно их было почти 550!) — и в кургане Гульбище он нашел захоронение воина-великана. Это было определено по тому, что его меч был на 30—40 сантиметров больше, чем тогдашние. Большого размера были и шпоры. Таким образом родилась легенда о захоронении здесь Ильи Муромца, тем более, что в селе Гнездище убеждают: именно у них жил Соловей-Разбойник, а жители Моровска даже не сомневаются, что их село — это легендарный Муром, откуда произошел Илья Муромец.

Кстати, на Болдиных горах и сегодня возвышаются курганы Гульбище и Безымянный и еще много языческих захоронений. Историки не сомневаются, что именно здесь было и капище Перуна, хотя его следов и не нашли.

Основание через изгнание

Вот именно здесь и основал отец русского монашества Антоний Богородичный монастырь, выкопав его первую келью в лессовой почве гор. А местность, расположенная ниже Болдиных гор, называется Лисковицей — вероятно, именно из-за лессовых почв, которые так хорошо держат пещерные своды. Антоний Печерский — это наш земляк Антипа из Любеча, который достиг духовного роста на Афоне и оттуда принес на Русь науку молитвы Иисуса, которая сейчас носит название исихазм. Суть ее заключается в достижении благодати Божьей благодаря, в частности, непрестанному повторению молитвы

Иисуса. Поскольку для этого было удобно опускать голову подбородком на грудь, атеисты прозвали аскетов-исихастов пупкоглядцами. На самом же деле это мистическое направление в христианстве признано великими подвижниками православной церкви.

Антоний вынужден был бежать из Киева, где уже действовал основанный им Печерский монастырь (нынче — Лавра), потому что имел мужество осудить клятвопреступление великого киевского князя Изяслава Ярославича. После поражения русских дружин в битве с половцами на реке Альта в Киеве вспыхнуло восстание и великого князя изгнали из стольного града. Но через семь месяцев он вернулся и устроил расправу над участниками бунта — поэтому Антонию пришлось бежать ближе к родным местам — в Чернигов. Тем более, что черниговский князь Святослав Ярославич был благосклонен к монаху Антонию. Да и извечное противостояние черниговских князей по отношению к киевским давало о себя знать. Было тогда Антонию уже 86 лет...

«Создание Болдиногорского Богородичного монастыря, — рассказывает заведующий отделом пещер Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» Владимир Руденок, — было результатом политики черниговского князя, стремившегося создать в своем княжестве независимую от Киева церковную организацию. Основанный преподобным Антонием монастырский центр должен был стать аналогом Киево-Печерской лавры».

Каково оно — жить, огражденным от мира?

Не только нам представить трудно постоянную жизнь в пещере — преемники святого Антония также не очень-то хотели пещерного уединения: историки не фиксируют постоянного проживания в Антониевых пещерах ни в ближайшем к нам ХIХ веке, ни в более древние времена.

«Во времена Антония монах копал пещеру для того, чтобы отгородиться от внешнего мира, суета которого мешала ему максимально сосредоточиться на Боге, — рассказывает Владимир Руденок. — Пещера должна была служить отшельнику постоянным напоминанием о смерти, которую он ждал не со страхом, а с радостью как благо вечной жизни. Поэтому каждое древнее монашеское подземелье объединяло в себе и жилье, и могилу, где он жил, молился, и где он находил последнее пристанище».

Первую пещеру выкопал Антоний сам, а возле него селились, копая себе пещеры, его ученики. В тех самых древних пещерах-кельях монах не должен был спать или даже лежать — должен был все время сидеть и молча молиться. Правда, следует отметить, что, как правило, в таких кельях жили не все время — полностью туда входили только затворники или на определенное время, и только некоторые — навсегда. В последнем случае такие кельи замуровывали, оставив небольшое отверстие для доступа воздуха и подачи воды и еды. Когда такой отшельник перестал принимать воду и пищу — это означало, что он умер, и пещеру замуровывали полностью.

А как же жить в такой пещере зимой, спросит внимательный читатель. Дело в том, что лессовые почвы Антониевых пещер поддерживают постоянную температуру и зимой, и летом — 10 градусов тепла. Да, это не Египет, но жить можно...

Две церкви

Единственным архитектурным сооружением древнерусского времени, сохранившимся на сегодняшний день, является Ильинская церковь. Илья в христианстве и Перун в язычестве — очень похожи, потому что оба «ездили на тучах» и метали молнии. А эта церковь на протяжении веков была главным храмом монастыря. Конечно, ее первоначальный вид был несколько иным, чем сегодня, тогда она была маленькой, хотя и сейчас небольшая, покрытая свинцовыми листами, внутри стены были расписаны фресками. Пол был выложен поливными плитками зеленого, красного, желтого и коричневого цветов.

Вторая важная церковь монастыря — подземная, ныне посвящена Феодосию Тотемскому. Собственно, в пещерах есть еще церкви — святого Антония и Николая Святоши, князя луцкого. Но именно церковь св. Феодосия является уникальной в Украине из-за ее барочного стиля. Ее высота достигает трехэтажного дома (это внутри самих пещер, учтите!), а длина достигает 16,5 метра.

Келья для лечения бесноватых — это как будто была пещера самого Антония. Еще в ХIХ веке к столбу в ней привязывали буйных душевнобольных и оставляли на длительное время. Таковым было лечение именем святого Антония.

Костница — самая древняя постройка Антониевых пещер, которая была создана еще во времена самого Антония. В ней хранились мощи умерших монахов — по примеру восточных церквей.

Чудотворная икона

Чернигово-Ильинскую икону Богородицы написал талантливый живописец и монах Геннадий (в миру Григорий Дубенский). В 1662 году ее признали чудотворной, потому что люди видели, как в течение семи дней из нее текли слезы. И вскоре произошло нападение татар — они перевернули все в храме, поубивали и ограбили черниговцев, но все, кто спрятался в пещерах, закрывшись образом Матери Божией, спаслись. Эту икону татары не заметили.

Со временем икона прославилась многими другими чудесами — настолько, что св. Димитрий (Туптало) написал книгу о них «Руно орошенное», которая заканчивается так: «Конец книжки, но не чудесам Пресвятой Богородицы, ведь кто пересчитать может?».

Эту икону чтил гетман Иван Мазепа, приказав изготовить для нее специальное облачение. Сейчас оригинал иконы считается утраченным, хотя последователи святого Лаврентия Черниговского (умер в 1950 году) утверждают, что у него был именно оригинал этой иконы.

Призрак монаха

Он появляется строго в одном месте пещер — возле церкви св. Николая Святоши. Его видят в монашеском капюшоне, но видят не все. Я, скажем, бывал в пещерах не раз, но такого явления не сподобился. А вот Владимир Руденок, который называет себя атеистом, видел его два раза. Некоторые

объясняют это сгустком тумана, собственно учитывая особый климат пещер, кое-кто — самовнушением. Но в любом случае многие экскурсанты рассказывают, что, случалось, заходят с головной болью, а выходят здоровыми. Особенно часто это случается накануне праздника пророка Ильи, 2 августа.

Ученые, работающие в пещерах, — люди не без юмора: привидение прозвали Тарасиком. Ведь возле места его появления есть захоронение некоего монаха Тарасия. Похоже, призраку такое имя по душе, потому что до сих пор никак на них не озлобился...

Хроника

Обитель святого Антония пришла в упадок после завоевания Чернигова войсками хана Менгу в 1239 году. И надолго — только в 1649-м монастырь был воскрешен игуменом Зосимой (Тишкевичем) на средства старшего сотника Черниговского полка Степана Подобайла. Элита казацкой страны Гетманщины знала толк в святынях. Во времена уже независимой Украины черниговцы почтили Подобайла-ктитора памятным знаком.

Благодаря чудотворной иконе монастырь (он получил название Ильинского) развивается, а в 1661 году получает большое пожертвование и от московского царя Алексея Михайловича. Гетман Иван Скоропадский дарит монастырю села Перелюб, Прибынь, Белошицкую Слободу, богатые озерами, и мельницу в селе Яновка.

А на втором холме, при архиепископе Лазаре Барановиче, вырос величественный комплекс Троицкого собора — с типографией, которую он перенес из Новгорода-Северского, с могущественным храмом, построенным на средства гетмана Ивана Мазепы. Теперь этот храм принадлежит УПЦ Московского патриархата и, как в том историческом анекдоте, здесь Мазепу ругают и прославляют. Ругают как «изменника» (анафема российской церкви), и прославляют как основателя (требование литургии)... По утверждению историка Сергея Павленко, в Троицком соборе, при входе, в образе св. Иоанна Предтечи написан портрет гетмана Ивана Мазепы. Но это уже другая история.

Антониевы же пещеры в 1967 году вошли в состав государственного заповедника, и теперь являются частью комплекса Троицко-Ильинского монастыря. Генеральный директор заповедника «Чернигов древний» Юрий Соболь рассказывает, какое впечатление произвели Антониевы пещеры на директора Лувра Анри Луаретта: «Он является специалистом по полотенцам и другим тканым вещам, но пещеры наши его поразили — в Европе такое можно увидеть нечасто».

Загадка Алипиевых подземелий

Есть здесь рядом еще одни пещеры — совсем молодые, но не менее таинственные. Их выкопал монах Алипий (Яковенко), который был родом из села Свынь (ныне — Вознесенское) под Черниговом. Освящены они были в 1919 году. «Общая длина пещер — 130 метров, — говорит исследователь Владимир Руденок. — Состояли из тридильного подземного храма, который был разрушен во время Второй мировой войны, разветвленной системы галерей, стены украшены резьбой по суглинку и орнаментально — растительной росписью. Часовня возле входа имела грушевидную форму».

Сейчас эти пещеры разрушены — кто-то говорит, что вследствие попадания большого количества воды, некоторые говорят о сознательном их разрушении последователями монаха Алипия для сохранения тайн. А самые мистические рассказы — о церковном пении и запахе ладана, который периодически прорывается где-то из-под земли... В любом случае, эти пещеры так и остаются неисследованными.


Заведующий отделом пещер заповедника «Чернигов древний» Владимир Руденок показывает пещеры директору парижского Лувра Анри Луаретту (фото 2010 года).

Фото автора и Виктора КОШМАЛА.

Чернигов.