Такую цель поставили перед собой работники Вышгородского историко-культурного заповедника (ВИКЗ) после удачного внедрения проекта по QR-кодированию своих выдающихся мест и памятников. Об этом они рассказали во время пресс-конференции и подчеркнули, что движущей силой к положительным экономическим изменениям в регионах могут стать, в частности, и музейные заведения через популяризацию местных изюминок.

В рамках пилотного проекта, который внедряет Вышгородский историко-культурный заповедник при поддержке Украинского культурного фонда, впервые в Украине благодаря новейшим технологиям не только оснащены QR-кодами 22 историко-культурных памятника, но и создано виртуальное туристическое пространство. Опытом уже заинтересовались историко-культурные учреждения Чернигова, Ржищева, Тернополя, Олевска, Ривного.

А изюминкой пресс-конференции стала презентация первой в Украине почтовой марки с QR-кодом и одной из первых в мире интерактивных открыток также с навигационным штрихом (на снимке).

Заместитель начальника управления культуры, национальностей и религий КОГА Сергей Василенок в частности проинформировал о намерении в следующем году распространить этот опыт на другие музейные учреждения области. «Без инновационных технологий ныне уже обойтись невозможно. В Украине существует QR-кодирование памятников, но значимость проекта ВИКЗ — в его системности, которая включает также исследование, мониторинг и апробацию». И когда этот опыт распространится, получим цифровой музей Украины, говорит исполнительный директор Украинского культурного фонда Юлия Федив.

Между тем директор ВИКЗ Влада Литовченко рассказала об этапах проекта и подчеркнула: «На Вышгородщине свыше 200 памятников истории и археологии. Мы отобрали самые значимые, доступные и популярные. Второй этап — научное исследование и написание статей для специального раздела сайта ВИКЗ. Также сгенерировали QR-коды, установили таблички, апробировали систему «сайт—посетитель». Третий этап ключевой — мониторинговый. Есть и внепрограммные элементы. Результаты мониторинговых исследований публикуются в научно-методическом издании по QR-кодизации, которое получат научные учреждения, библиотеки, вузы, музеи. Хорошо сработала на привлечение внимания к проекту акция «Прикоснись к истории», во время которой «звезды» театра и эстрады, культурные деятели, представители власти популяризировали объекты QR-кодирования. В наших планах — расширение количества таких объектов, разработка инновационных экскурсий, квестов для молодежи. И еще. Вышел имиджевый альбом «Старобытности Вышгородщины». Заповеднику в этом году — 25 лет, поэтому в альбоме отображен не только ход проекта, но и достижения ВИКЗ за 25 лет».

После акции «Прикоснись к истории», признались участники конференции, начался настоящий бум интереса среди молодежи. Вместе с тем и. о. председателя Вышгородской райгосадминистрации Алексей Данчин отметил, что есть также идея создания мобильного приложения под условным названием «Невероятная Вышгородщина», в котором будут и объекты историко-культурного наследия, и туристические объекты Вышгородщины, гостиницы, рестораны и т. п., что даст новый толчок к привлечению туристов.