— Василий, хотел бы сегодня поговорить о вкладе закарпатских литераторов в обретение независимости Украиной. Потому что, считаю, мало какой край так тяжко протаптывал себе тропинку к воссоединению с украинской семьей, как наш, — униженный, угнетенный духовно, оторванный на протяжении почти тысячелетия от кровных братьев. И начинать надо, очевидно, с типографии Грушевского монастыря, Королевского Евангелия, с активистов — Духновича, Павловича, твоего односельчанина Довговича... А потом уже с приходом чешской демократии в 30-х годах прошлого века вспоминать имена тех, кто, отвергая искусственные наречия, начинал писать на украинском...

— Конечно, начинать надо с седой древности, когда наши предки жили еще отдельными племенами, когда нация только формировались... Но там можно легко запутаться, потому что кроме правдивой истории, которая продолжительное время для нас была недоступной, существовала, и существует до сих пор, история искаженная, обезображенная. И искажена она не из-за невежества историков, а целенаправленно и методично российскими имперско-коммунистическими псевдоучеными, которые науку подчинили политике и захватническим аппетитам лениных-сталиных-путиных. Искажение и манипуляции на историческом поле ведутся и сегодня. Но они умело замаскированы, они стали элементами гибридной войны, которую ведет против нас Россия. Именно эта северная империя спонсирует сепаратистские движения, в частности политическое русинство. Именно они всячески поддерживают русский язык, потому что язык определяет образ мышления. За годы советской оккупации была почти уничтожена украинская эстрада, которую постепенно вытесняла русскоязычная попса. Народная песня перестала быть народной — она переселилась в сборники и пособия. Это трагедия для народа, последствия которой еще долго будут напоминать о себе. Я уже молчу о репрессиях и уничтожении носителей культуры, творцов ее лучших образцов. Об этом много говорится, но нужно говорить еще больше.

— Безусловно, нельзя обойти, если рассматривать уже сталинские времена на Закарпатье, и личность поэта и переводчика, руководителя облсоюза литераторов Андрея Патруса-Карпатского...

— Десять лет лагерей он получил по надуманной статье. На самом деле его наказали только за то, что писал на украинском. Из тех закарпатских литераторов, которые творили на русском, делали героев. Возьмем, к примеру, Дмитрия Вакарова. Обманутые, дезориентированные коммунистической пропагандой талантливые люди поверили в идею равенства и братства и стали активно ее пропагандировать. Как правило — на языке носителя этой идеи. А так называемый старший брат планово уничтожал все национальное, сознательное, творчески раскованное, независимое для того, чтобы сформировать космополитическое общество рабов под названием «единый советский народ». Украинская нация выжила только благодаря писателям. И прежде всего — благодаря Тарасу Шевченко, нашему великому гению, благодаря Кобзарю. Украинское государство создавали и все-таки создали тоже писатели — Винниченко, Драч, Павлычко, Черновил...

— Рискованные, но однозначно по-граждански мужественные шаги делали в конце 80-х именно писатели, пробуждая и вырывая интеллигенцию и всю общественность из коммунистического мрака. Ведь среди семи членов областного правления Народного руха Украины было трое писателей — Иван Чендей, Петр Скунць и Юрий Керекеш. Это были непростые времена — и когда на заседание этой когорты приходили секретари обкома и горкома, начальник городской милиции — эти моральные авторитеты возвышались над будничным и призывали смело идти к самостоятельному правлению в Украине...

— С Петром Скунцем мы дружили. Он давал мне рекомендацию в Национальный союз писателей Украины. С Юрием Керекешем были приятелями. Я был на учредительной конференции областной организации Народного руха Украины, тогда он еще был с припиской — «за перестройку». Позже я возглавил Иршавскую районную организацию Руха. Поэтому все эти трудности времени пережил лично. Объяснять милиции и всем чиновникам о необходимости независимости Украины — это одно. А вот противостоять КГБ и российским спецслужбам, которые ни при каких обстоятельствах не хотели выпустить такую богатую республику из своих смертельных объятий — это другое. Петр Скунць как первый глава Закарпатской областной организации НРУ ощутил это на себе, на своей семье. Его телефон прослушивали, его преследовали, угрожали... Как-то в подъезде дома, где он жил, двое специфических мужчин с топором убеждали, что изрубят его на куски, если он будет и дальше вести проукраинскую политику. Но Петр не сдался.

Самой громкой и успешной нашей акцией на областном уровне было противостояние Министерству обороны СССР против строительства на Закарпатье Пистряловской радиолокационной станции. Мы проводили митинги, поднимали шум в прессе, перекрывали железнодорожные пути... Мы выстояли и победили. Мало кто помнит, но тогдашний министр обороны Союза заявлял: «Мне легче выселить все Закарпатье в Сибирь, чем прекратить строительство РЛС».

Еще до провозглашения независимости в Иршавском районе мы установили памятный крест «Борцам за свободу Украины». Тогда я возглавлял районный Рух. Теперь к этому дубовому кресту с гранитной табличкой на подножии на все государственные праздники власти и общественность возлагают цветы, а тогда мне с побратимом Юрием Бисьмаком пришлось пережить перекрестный несколькочасовой допрос и суд.

— Теперь, когда независимости скоро исполнится три десятилетия, когда на востоке бряцает оружие, голос писателей, честно говоря, не очень-то слышен... Или это только кажется?

— Кажется. Писатели добросовестно делают свое дело. Выступают, пишут, публикуют, презентуют, принимают участие, защищают границы языка, которые можно сравнить с крепостными валами государства и нации. Ведь известно: нет языка — нет нации. А Россия в гибридной войне против нас основную ставку делает именно на уничтожение языка. Поэтому я смею утверждать, что украинские писатели каждый день на передовой. Правда, и об этом тоже надо говорить, наша власть к тем, кто создал государство, вот уже столько лет поворачивается спиной. Потому что если бы не «Літературна Україна» с многотысячными тиражами в конце восьмидесятых, то народ бы так дружно не проголосовал за независимость. А теперь те, кто тогда создавал общественное мнение, а значит, и государство, этому государству не нужны. Национальный союз писателей Украины имеет много проблем. Помещения в большинстве случаев заброшенные, в нескольких областях вообще отсутствуют. Поддержка со стороны исполнительной власти символическая или никакая. Доступа к телевидению писатели не имеют. СМИ обращают внимание на литераторов крайне редко. Но это тема отдельного разговора.

— В последние годы несколько закарпатских литераторов и художников стали Шевченковскими лауреатами. Но их влияние на гражданское общество должно быть более активным...

— Именно об этом я и говорил только что. Как может влиять писатель на общественное мнение, если его лишили средств? Мне кажется, что это вообще делается целенаправленно и методично. Потому что писатели и их книги учат мыслить и мыслить системно. А тем, кто до сих пор был у власти, мыслящие граждане не нужны. Только телезомбированный человек может проголосовать на выборах в Украине за антиукраинские силы, как, например, Оппозиционная платформа. Но не все так печально, как кажется на первый взгляд. Мирослав Дочинец, например, оказывает мощное влияние на гражданское общество. Своим принципиальным талантливым словом этот лауреат Шевченковской премии творит чудеса. Он каждую неделю ездит повсюду, встречается с читателями и продает тысячи книг. А еще он чрезвычайно активен в социальной сети Фейсбук. Там его заметки читают миллионы людей, и, кстати, не только в Украине.

— Кого из коллег по союзу ты хотел бы отметить как трибуна, как авторитетного и уважаемого мастера художественного слова?

— Мирослава Дочинца я уже назвал. Но ныне нужны не поэты-трибуны, и Мирослав таковым не является. Сегодня общество нуждается в рассудительной, спокойной беседе, искренней и глубокой, профессиональной и тактичной. Именно поэтому таким успехом пользуются книги Дочинца, он ведет с читателем доверительную беседу. Но не только поэтому. Читатель хочет общаться с сильными личностями, имеющими твердую национальную позицию. Как Василий Шкляр, Мария Матиос, Богдан Томенчук, Анатолий Кичинский, Сергей Пантюк, Ирина Баковецкая, Таня Пьянкова, Владимир Лис, Владимир Шовкошитный, Игорь Павлюк, Андрей Кокотюха и многие другие.

— Василий, в завершение несколько слов о перспективах, о новых книгах, которые должны вызывать широкий общественный резонанс.

— Такого широкого резонанса в нынешних условиях не вызовет ни одна книга. Последнее, и едва ли не единственное, что было в независимой Украине, — «Черный ворон» Василия Шкляра. Мы еще не вышли, не вырвались из поля влияния русской литературы. Украинских книг украинцы читают пока слишком мало, в тысячи раз меньше, чем могли бы. Но предложение уже есть, поэтому ситуация быстро меняется. Важную роль в этом процессе играют конкурсы («Коронация слова», «Гранослов», «Рыцарь Карпат»), премии, фестивали.

СПРАВКА

Василий Кузан родился в селе Долгое на Закарпатье. У него — тысячелетняя история, средневековый замок и целый пантеон знаменитостей, которые родились или проживали здесь (Василий Довгович, академик Василий Нимчук, композитор Михаил Машкин, Марийка Пидгирянка, дочь Ивана Франко Анна...). Не удивительно, что в такой среде проявляются таланты, в частности и поэта Василия Кузана, автора 23 книг, более сотни песен («Золото Карпат», «Мамин вальс», «Сон», «Троянди для тебе»...), многочисленных публикаций. А еще он — общественный и политический деятель.

Его произведения переведены на английский, французский, венгерский, русский, испанский, немецкий языки, а на польском и словацком изданы отдельные книги. Василий — лауреат всеукраинских и международных премий. Он является экспертом Всеукраинского рейтинга «Книга года», учредителем поэтического фестиваля «Рыцарь Карпат» (бывший «Карпатский Пегас») и премии Ордена Карпатских Рыцарей, информационный партнер которых — газета «Голос Украины».